Визуальные, интеллектуальные и социальные иллюзии на примерах современного искусства

В. Колейчук

Визуальные иллюзии, иначе, визуальные эффекты, порождаемые зрительной системой человека.

Продуктивные способности зрительной системы и художника, или о пользе иллюзий.

Визуальные иллюзии или иные субъективные визуальные эффекты, порождаемые зрительной системой человека, широко эксплуатируются в художественном творчестве. Известны целые художественные направления, такие как оп-арт, кинетизм и другие, в которых продуктивные способности зрительного восприятия используются наиболее широко. Несколько примеров из собственной практики:

1. История создания самовозводящегося дома.

2. Изображения с равновзвешенной светлотой. Графический объект «Серый квадрат».

3. Кинетическая композиция «Сферы».

4. «Живая линия».

5. Светостереоарт. Штриховая стереография - новое слово художественной практики.

Отметим два важных аспекта отношения зрителя к иллюзиям. Первый - это возможность восприятия иллюзий как действительной, а не мнимой реальности. И, второй - визуальные иллюзии и в Африке иллюзии, т. е. отсутствуют или почти отсутствуют культурные и региональные отличия при восприятии работ и объектов данного направления.

Обычно говорят: иллюзии - это плохо. Эргономисты и психологи зачастую в своих исследованиях решают проблемы, поставленные практикой той или иной профессиональной деятельности, в которых должны быть сведены до минимума те или иные зрительные иллюзии. Мы же ставим вопрос о конструктивном их использовании в творческой практике.

Широко известное направление оп-арта (оптическое искусство) использует специально сконструированные графические линеарные структуры, которые вызывают в зрительной системе человека эффекты вибрации, движения, цвета, сами являясь при этом статичными и монохромными. Целостный образ складывается в восприятии зрителя, как бы синтезируясь из объективной графической структуры и вызванных ею субъективных визуальных эффектов, придающих ей новое качество ожившей графики. Опыт конструктивного использования эффекта квазипространственного видения плоской графики связан с созданием трансформирующихся структур.

Возьмём, к примеру, геометрический рисунок. Это орнамент. В восприятии художника он может претерпевать визуальные превращения, в нём периодически возможно

возникновение эффекта

пространственное™ (вспомним куб Неккера). Структура рисунка как бы оживает. В итоге орнамент оказывается одним из элементов будущей конструктивной структуры, и не статичной, а трансформирующейся.

Необходимо указать на то, что глубина визуального и мыслительного содержания этого орнамента не была и не может быть запрограммирована. Готовность, предрасположенность наблюдателя увидеть в нём пространственную структуру приводит к созданию трансформирующейся системы, но кто-то другой может увидеть в этом орнаменте ещё что-то. Таким образом, острота видения дизайнера фактически определяет глубину содержания изображения. Но видение сегодня - одно, а завтра - другое. Мы не знаем, чем представится тот же рисунок через десять лет.

Ещё одно направление визуальных экспериментов связано с исследованием класса изображений с равновзвешенными интегральной светлотой и цветом, в которых общая тональность фигуры и фона совпадает.

Различие между традиционными и предлагаемым классом изображений можно увидеть на рисунке. Буква «т» вначале представлена на белом фоне, а затем расположена на структурном поле меньшего размера. Дальность считывания информации с первого изображения определяется разрешающей способностью зрения и зависит от размера самой буквы, а со второй - от размера растра буквы. Тем самым во втором случае мы можем задавать расстояние для наблюдения изображения независимо от размера самого изображения. Для этого достаточно менять размеры растров буквы или её фона. Здесь мы имеем эффект, обратный тому, с которым обычно встречаемся при рассматривание полотен пуантилистов, когда отдельные мазки, точки пропадают с увеличением расстояния, и зритель получает суммарную информацию от взаимодействия элементов структуры.

В кинетическом формообразовании движение изначально определяется как формообразующий фактор. При этом движение формы трактуется не только в механическом или композиционном смысле, но и в плане обнаружения в этом нераздельном процессе ряда категорий: банальное и оригинальное, органичное и драматическое, созидательное и разрушительное, изящное и тяжеловесное, однообразное и разнообразное, программированное и случайное и т. п.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6