Визуальные, интеллектуальные и социальные иллюзии на примерах современного искусства

Однако важным представляется то, что- шла работа не по созданию некоего тотального стиля или "изма", что "удалось" постмодернистам, а по созданию многообразия художественных идей. Надеюсь, времена "борьбы за стиль" канули в Лету, да и у современного искусства есть более важные проблемы и задачи. Думаю, не надо доказывать, что любой стиль в прошлом олицетворял собой некую тоталитарную систему визуального языка, весьма близко стоящую по принципам возникновения и существования к имперским, государственным, национальным, региональным и прочим социальным образованиям. Художественный авангард, напротив, всегда "самодостаточен" и в этом смысле независим и никогда не актуален в социальном смысле. Принципы саморазвития и самоорганизации авангардного искусства лежат в другой плоскости. И они связаны, по преимуществу, с задачами повышения разрешающей способности интеллектуального и эстетического видения мира человеком путем презентации новых художественных идей, явленных нам через объекты искусства, тексты, манифесты и т.п. Все эти визуальные миры, свернутые до определений "супрематизм", "конструктивизм", "функционализм", "сюррреализм", "кинетизм", "оп-арт", "поп-арт" и т.п., составляют спектр и являются теми моделями, которые, словами русских конструктивистов, служат тренировке и настройке глаза. Думающего глаза.

Что касается социальных иллюзий, перечислю их несколько.

Иллюзия, что художник занимается только художественным творчеством, т. е. формальными и эстетическими проблемами. Ангажемент не заставит себя ждать, даже против воли художника. Вспомним лукавые определения «Неофициальное искусство», левые и т. д. Селекционеры не дремлют.

Иллюзия, что художник свободен. Тоталитаризм авторского языка, а так же художественное производство, коммерция, требуют самоповторения, узнаваемости, стабильного имиджа от художника.

Вся предыстория искусства говорит о визуальном творчестве, как экспериментальной базе для создания вариантов виртуальной реальности. Следующий век видится с этой точки зрения, как век тотального производства и внедрения виртуальных моделей (визуальных, звуковых и т. п.) в повседневный быт, в массовое сознание. Художники доказали возможность создания таких моделей, массмедиа перехватывают эту инициативу и тотально внедряют эти технологии.

Эксперименты в визуальной области русского авангарда покажутся милыми забавами по сравнению с будущими, не контролируемыми «экспериментами» погружения людей в «новую визуальную реальность». Грядёт новое тоталитарное массискусство, цель которого - управлять, направлять, манипулировать.

Фокусы с разоблачением заменяют фокусы без возможности разоблачения по причине отсутствия обратной связи между зрителем и виртуальным объектом. Визуальные и звуковые наркотики уже у нас дома

Контексты уже созидаются и будут созидаться, как пирожки на фабрике-кухне, тем самым меняя отношение зрителя в любом направлении к объекту, факту, предмету и т. п., включённого в него.

Сегодня, часть направлений искусства стало своего рода агитпропом, что косвенно подтверждается его широкой поддержкой массмедиа Вспомним синюю блузу ЗОых гг., Пролеткульт, АХРР и т. п.

Использование русского авангарда начала века комиссарами от искусства, как тарана для смены художественной парадигмы, визуального стиля (пролеткульт, производственное искусство) привело к созданию социалистического реализма.

Сегодня эти традиции сохранились, новые комиссары (по новой терминологии кураторы, галеристы и т.д.) опять сталкивают две тенденции: охранительную (традиционную) и изобретательскую (авангардную). По терминологии К. Малевича староваторов с новаторами. Чем это кончится - одному богу известно.

Один результат этой подковерной и открытой борьбы уже, правда, зафиксирован. Нет в Москве ни одной государственной постоянной экспозиции объектов современного искусства, выполненных за последние 40 лет как правыми, так и левыми художниками. Я уже не говорю о музее современного искусства. Как говорится ни вашим, ни нашим.

В этом контексте я ощущаю себя одним из героев мифа под названием «Современное искусство», которого в социальном смысле в массовом сознании нет, а в предметном, т.е. в смысле объектов искусства и их исполнителей, есть.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6