Визуальные, интеллектуальные и социальные иллюзии на примерах современного искусства

зеркальности, напротив, связано с контрастными изменениями, как и зеркальное отражение  в  реальности.

Можно сказать, что такое комбинирование на плоскости с достаточным приближением адекватно оптическим преобразованиям (преломлению и отражению), происходящим в стекле и зеркале.

Основное свойство тех изображений, в которые вмешивается художник, - это непрерывность, под которой понимается непрерывность цветовых, структурных и тональных характеристик, то, что на языке графиков называется растяжкой. Присутствие этого качества в самоколлаже постулируется самим принципом структурной комбинаторики - сочетанием структурных элементов, выделенных из изображения. Понятно, что это сочетание непродуктивно на изотропном изображении.

Был проделан опыт по созданию серии композиций в технике самоколлажа не на фотоизображении, а на предварительно подготовленной цветовой растяжке. Эти эффектные композиции демонстрировали принцип перестановок участков поверхности в наиболее чистом виде.

Композиция «Сфера» получена путём поворота вырезанного в пейзаже круга на 135 градусов по часовой стрелке. Образ сферы в пейзаже возник при повороте за счёт появления краевого контраста между выделенной круглой частью и фоном. Таким образом, иное, чем в исходном изображении, сопоставление фигуры (круга) и фона привело к качественным изменениям в изображении. Здесь необходимо отметить тонкий и важный эффект перехода (а в восприятии зрителя - переозначивания) луны - центрального элемента в исходной композиции - в блик на сфере в конечной композиции. Естественно сделать вывод о том, что в нашем восприятии роль окружения при означивании тех или иных элементов композиции играет осноюполагающую роль. Мысль эта известна художникам, но здесь мы имеем простую и доходчивую модель, иллюстрирующую это положение.

Ещё один аспект выявился при работе над коллажем «Сфера». Поворот (непрерывная группа симметрии) практически может быть осуществлён как на определённый конечным угол, так и представлен в виде непрерывного вращения с помощью мотора. Медленное движение центральной области приводит к циклическому появлению и исчезновению сферы в ткани изображения. Кинетический коллаж - новое средство в палитре визуального творчества. Манипулирование не только формальными, но и семантическими характеристиками визуальной информации, их режиссура и драматургия представляются здесь перспективными и неожиданными.

Зрительные эффекты трансформации образов. («Сфера», В. Ф. Колейчука, 1983 г.). Трансформация исходного изображения - картины И. К. Айвазовского «Лунная ночь у взморья», 1847 г. - достигнута путём поворота выделенной (вырезанной) круглой части картины на 140 градусов, что привело к совершенно неожиданной новой «жизни» образа и его элементов. В преобразованном изображении часть неба стала шаром - неправдоподобным солнцем, а луна стала бликом на его теле. Возможность такого эффекта предполагает обширный багаж человеческой культуры, который по существующим представлениям невозможно изложить на понятном компьютеру формализованном языке.

Возможны и более радикальные изменения в образе объекта. На одном из рисунков показан предмет в форме обычного яйца. Его разрезали на две части так, чтобы плоскость разреза проходила под некоторым углом к оси симметрии. При повороте двух элементов формы на 180° относительно друг друга получилась новая форма -сердце, тривиальный символ массовой продукции поп-культуры.

Последний пример подтверждает мысль о том, что в искусстве важны не методы и принципы сами по себе, в своих единичных проявлениях, а их творческое осмысление, авторская интерпретация. Здесь, как и между образным и логическим мышлением, между наукой и искусством, нет непроходимых границ. Представляется, что принцип самоколлажа — это путь визуализации мысленных логических операций, способствующий воспитанию не только комбинаторного, но и визуального мышления, по-новому акцентирующий наше внимание на свойствах и строении окружающего нас мира, его морфологии и семантике.

Многозначность восприятия искусственной конструкции. (Композиция «Стоящая нить», В. Ф. Колейчук, 1976 г.). С первого взгляда, вероятно, трудно понять, чем обеспечивается вертикальное жесткое положение конструкции - нитью или упругими элементами. Растягиваемая упругими пластинами нить действительно стоит, а не подвешена к потолку. Многозначность разрешается при понимание устройства конструкции.

В начале века художники осознали, что эволюционные принципы жизни в искусстве сменились на революционные. Стало возможным производить не только художественные предметы и раритеты, но и стили, измы, арты, принципы формообразования, шире -художественные идеи. Наиболее мощно и четко это было продемонстрировано второй, послевоенной волной авангарда.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6