Визуальные, интеллектуальные и социальные иллюзии на примерах современного искусства

3. Стоящая нить. Парадоксальный конструктивный объект. Аспекты построения и зрительского восприятия.

«Невозможные» фигуры?

«Здесь описаны рисунки несуществующих конструкций. Каждая отдельная часть воспринимается как изображение трехмерного объемного предмета, но весь рисунок за счет неправильного соединения этих частей кажется предметом-призраком.

Пример такой конструкции показан на рисунке. Каждая часть — это брусок прямоугольного сечения, но линии на рисунке соединены так, что изображенный предмет не существует в действительности. По мере того, как глаз следует вдоль грани бруска, изменяется кажущееся расстояние от предмета до наблюдателя».

В несколько эмоциональном описании «невозможного» объекта его авторов Л. и Р. Пенроузов содержится неточность, характерная для многих других подобных описаний. Она-то и породила ряд недоразумений при рассмотрении данного вида иллюзий. Эта неточность заключается в однозначном определении визуальной информации: «Каждая часть (треугольника— В. К.) — это брусок прямоугольного сечения». Усомнимся в этом.

Попытаемся ответить на вопрос—существуют или не существуют реальные пространственные фигуры, соответствующие представленным рисункам? Если последние внимательно проанализировать на основе правил проекционного черчения, то задача нахождения пространственных объектов, соответствующих заданным проекциям, не кажется столь нереальной.

Рассмотрим «треугольник Пенроузов». Попытка получить трехмерную фигуру простым соединением прямых прямоугольных стержней сначала в узел А, затем в узел Бив узел В ни к чему не приводит — в любом случае мы получим разомкнутую модель.

Попробуем решить задачу по-другому. Будем считать, что узлы А, Б и В находятся в одной плоскости и соответствуют реальным узлам в пространстве. Расположив их на плоскости, мы заметим, что для сохранения заданной проекции достаточно образующие наших стержней, сходящихся в узлы, соединить плавной линией в виде буквы 5, изогнутой в плоскости, включающей ось зрения. Последнее условие позволяет с выбранной точки наблюдения видеть наши соединительные линии прямыми. На рисунке мы видим несколько проекций объекта, созданного предложенным методом. Фото 2а получено с пространственного объекта, положение которого по отношению к точке наблюдения почти соответствует заданной проекции. Фото 26 показывает тот же объект с другой точки наблюдения и раскрывает форму стержней, образующих фигуру. Стержни эти в поперечном сечении имеют прямые углы, но изогнуты в продольном сечении.

Возьмём, к примеру, «несуществующий» треугольник. Эту фигуру обычно называют треугольником Л. и Р. Пенроузов. Я проанализировал двухмерные «несуществующие» объекты как обычные проекции. Так как у каждого объекта показана лишь одна проекция, решения были неоднозначными. Например, для треугольника Пенроуза можно построить две замкнутые модели. Рёбра одной волнообразны, а другой - пропеллерообразны. Разглядывая модели с определённых точек, видишь «иррациональный» треугольник.

Представляется, что наиболее эффектной практической демонстрацией возможностей комбинаторного формообразования с творческой и методической точек зрения является самоколлаж. Остановимся подробней на этом методе.

Самоколлаж — это технология (способ) получения качественно новых визуальных структур из целостного изображения или пространственной формы путем выделения или вырезания из них элементов, обладающих симметрией, а затем их комбинирования друг с другом — перестановок, поворотов и т. п. Принципиальное отличие от традиционного коллажа видится здесь в более жестком принципе (программе) формообразования. В самоколлаже по-новому сочетаются элементы, выделенные из одного и того же целостного изображения или пространственной формы.

Может показаться, что такая жесткая программа формообразования мало продуктивна, однако опыт практического освоения самоколлажа опровергает эти опасения. Хотя видов позиционных преобразований симметрии (поворотов, переносов, перестановок и т. п.) немного, сложность и разнообразие графического (изобразительного) материала и пространственных форм компенсируют эти технологические ограничения.

Анализ работ, выполненных в технике самоколлажа, позволяет заключить, что, во-первых, важной является процедура выбора исходного изображения и, во вторых, для каждого типа преобразований (комбинаций) элементов изображения есть определенный визуальный образ. Для образа стеклянного блока

характерны нюансные изменения в сочетании элементов и фона, соответствующих в реальном человеческом восприятии оптическому преломлению в стекле; свойство

Продолжение: 1 2 3 4 5 6