Визуальные, интеллектуальные и социальные иллюзии на примерах современного искусства

Бесконечное разнообразие материалов (от традиционных до ультрасовременных), технических средств (вплоть до компьютеров и лазеров), сознательный расчет художника на сложные психофизиологические реакции зрителя в связи с движением формы, многообразие используемых видов движения (от механического до иллюзорного), наличие формального языка кинетизма, многообразие сфер применения — все это не позволяет однозначно классифицировать объект в той или иной систематике кинетического искусства. С творческой точки зрения, наиболее важным является, по всей вероятности, раскрытие формальных механизмов, заложенных в кинетических композициях. Рассмотрим некоторые из них.

Эффектным результатом взаимодействия формы и движения является такая композиция, при которой возникает новый вид движения формы. Простейшим примером может служить вращение спирали, которое создает у наблюдателя впечатление бесконечного подъема или спуска элементов композиции. Возможны композиции движения и формы, создающие иллюзию волнового колебания. При этом возникает парадоксальная ситуация: композиция в движении обретает иллюзорную способность пластических изменений -перетекания и изгибов формы в пространстве безотносительно к используемому в объекте материалу - дерево или металл, например. То, что заведомо не может изменяться, на глазах у зрителя деформируется и оживает. Преодолевается инерция материала и формы, разрушается стереотип видения объекта, что вызывает у зрителя сильные эмоции.

«Сферы»- кинетическая композиция 1971 г. - выпуклые линзы медленно вращаются на фоне линеарной структуры. Движение линз происходит вдоль линий структуры, поперёк и под разными углами. Каждый раз меняется картина оптических деформаций.

«Живая линия», 1980 г. -изогнутая трубка голубого цвета при вращении на белом

фоне создаёт у зрителя впечатление текущей, изгибающейся линии. Композиция формы и простое вращательное движение трубки (наподобие ворота у колодца) порождают в восприятии зрителя новое иллюзорное движение.

Основой для создания нового направления в художественном творчестве (пока только в моем) послужила найденная (изобретенная) мной же графическая технология, получившая в дальнейшем несколько определений - штриховая стереография, светостереография, бликостереотектоника, живая графика. Ближайшим аналогом для нее может служить голография, в которой для восстановления объемного изображения используются отражающие или пропускающие свет голографические фотопленки и фотопластинки с записанными на них (сфотографированными) с помощью лазера изображениями.

Известно, что новый метод отображения или синтеза новых изображений это еще не искусство, а всего лишь средство в искусстве. Примером этому тезису может служить история развития фотографии, кино, анимации, компьютерной графики, голографии и т.п. Разработка языка художественной выразительности как объективного, так и авторского ("субъективного") - основа и путь адаптации нового средства в контекст художественного творчества и в визуальную культуру.

Следующая серия экспериментов явилась, как сейчас ясно, естественным продолжением предыдущей и тем, что мы определили как светостереография. Для ее возникновения необходимо было преодолеть психологический барьер, воспитанный школой традиционного рисования. На примере архетипической формы "Куб" из новой серии покажем суть этой проблемы. Графическая композиция из круговых штрихов является тем растровым полем, на котором при освещении точечным источником света возникает стереокуб. Ясно, что связь между плоским и пространственным графическими образами есть, но она неочевидна. Более того, для человека постороннего эта связь скорее лежит в плоскости веры, а не точного знания.

Проблема для меня состояла в том, чтобы целенаправленно моделировать штриховые коды, несущие информацию о тех или иных свойствах пространства. Понятно, что этой проблемы не было в первой серии экспериментов, где изначально рисуется то, что мы хотим показать.

Интеллектуальные иллюзии. По-другому их можно назвать иллюзиями, связанными с прошлым визуальным опытом, а также иллюзиями знания или незнания.

Предлагается рассмотреть несколько примеров из собственного опыта экспериментального анализа визуальных образов:

1. Невозможные объекты. Графические парадоксальные рисунки и их объёмное моделирование как способ разрушения стереотипов восприятия.

2. Самоколлаж (Рукодельная компьютерграфика). Родившийся вначале как метод формообразования, основанный на жёстких принципах (законах) структурной комбинаторики, позиционной симметрии, идеях программирования, самоколлаж по-новому заставил взглянуть на проблемы совершенствования средств и методов художественной выразительности, психологии зрительного восприятия, смыслообразования и на эффекты трансформации зрительных образов, их взаимовлияние во времени и пространстве.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6