Триумф разрушающего дизайна

(Выставка "Берлин - Москва, 1950-2000:

взгляд из нашего времени", 28.09.2003 - 5.01.2004)

С. Червонная

Масштабный проект выставки "Берлин - Москва", призванной вместить в себя грандиозную панораму искусства второй половины 20 века двух великих культур континента, выявить параллели, точки соприкосновения и контрасты между ними, нашел воплощение в гигантской экспозиции, развернутой в центре Берлина, в величественном здании "Мартин-Гропиус-Бау" на Потсдамер платц.

Можно выявить сложные цифровые алгоритмы и составить ряды головокружительных чисел, характеризующих различные внешние и внутренние параметры этой выставки. Более 5 тысяч квадратных метров, отведенных под экспозицию в 43-х просторных, как вестибюли сталинского метро, залах на двух этажах здания-дворца. 50 лет исполненной драматизма и острых переломных моментов истории, и как минимум три состоявшихся, достигших творческой зрелости поколения, чья биография органично вписана в эти пять десятилетий. Свыше 500 произведений, весьма внушительных по своим габаритам (никаких миниатюр!), и 180 авторов (иногда авторских коллективов), представляющих эту грозную совокупность полотен, картонов, досок, плит, изваяний, муляжей, инсталляций, порою отнюдь не статичную, а буквально наступающую на зрителя, грохочущую, как танковая громада, извергающую звук и свет, подчиняющуюся ритмам дрожащих, качающихся, вращающихся, сталкивающихся друг с другом кинетических конструкций. Где недостаточно было этой полутысячной "тяжелой техники" (а ее явно не хватало даже для приблизительного представления о том, чем и как жили народы, объединенные в эти десятилетия изломанной, как зигзаг молнии, осью Москва - Берлин, причем народы не двух, а практически шести разных государств: СССР, нынешней Российской Федерации, ГДР, ФРГ, Западного Берлина, наконец, новой, объединенной Германии), в дело вступала "легкая артиллерия" - повторяющиеся в режиме нон-стоп сеансы и ролики художественной рекламы в кинозале, а на верхнем, третьем этаже здания свыше 200 произведений "фотохроники", созданных фоторепортерами и документалистами разных стран и воспроизводивших события политической, повседневной, культурной жизни второй половины 20 столетия на этой необъятной территории и "вокруг нее". Фотохронике был посвящен и отдельный том сводного каталога этой выставки, изданного как два фолианта 1, причем само это двойное число, сотни заполняющих оба тома великолепных по полиграфическому исполнению репродукций и безмерное количество сопровождающих эту выставку произведений "малой полиграфии" (цветных буклетов на разных языках, приглашений на различные мероприятия в рамках выставочной программы, информационных блоков) тоже должны быть включены в бесконечные численные ряды, составляющие параметры этой выставки.

К сожалению, мы не располагаем цифрами, характеризующими связанные с ее организацией затраты. Несомненно, они еще более могли бы усилить общее впечатление внушительности. Мы можем судить о них лишь косвенно, хотя бы потому, что приобретение полного каталога выставки требует суммы, эквивалентной месячной зарплате научного сотрудника, скажем, Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина или НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств. Входной билет на выставку для рядового посетителя стоит семь с половиной евро (около 275 рублей).

К численным характеристикам, наверно, надо добавить и перечень кураторов и организаторов этой выставки, а именно перечень официальных инстанций, фондов и институтов, за каждым из которых стоят десятки принимающих ответственные решения чиновников, профессиональных экспертов, менеджеров, научных консультантов, проектантов общей концепции выставки и людей, обслуживающих ее ежедневно. Это Объединенная дирекция фестивалей, национальных галерей и государственных музеев в Берлине (Фонд прусского культурного достояния), Фонд культуры ФРГ, Министерство культуры Российской Федерации, московский центр Стаса Намина, при содействии Немецкого лотерейного фонда в Берлине. Персонально ответственным за организацию этой выставки представителем Министерства культуры Российской Федерации в Берлине был Павел Хорошилов, с немецкой стороны -генеральный директор Государственных музеев в Берлине Петер-Клаус Шустер и интендант Берлинских фестивалей Иоахим Сарториус. Совместную работу по реализации проекта и формированию экспозиции вели Павел Хорошилов, Юрген Гартен, Екатерина Дёготь, Виктор Мисиано, Анжела Шнейдер и Христоф Таннерт. В качестве партнера дома "Мартин-Гропиус-Бау" выступала Государственная Третьяковская галерея, не только обеспечившая из своих фондов значительную часть отправленного в Берлин "материала", представляющего искусство нашей страны, но и определившаяся как база ответной, или встречной выставки, которая после берлинского показа будет экспонироваться в Москве (по плану с 21 марта по 15 июня 2004 года) под "обратным" названием: "Москва- Берлин...". Возможно, эта "Москва - Берлин" будет чем-то (если не составом экспонатов, то принципами их размещения в пространстве) отличаться от выставки в Берлине, поэтому надо подчеркнуть, что речь в нашей статье идет только об уже состоявшейся и завершенной берлинской выставке.

Продолжение: 1 2 3 4 5