Россия на первой Всемирной выставке

Фабричные и мануфактурные изделия.

Представляемые на выставку изделия сего отделения должны быть в совершенно оконченном виде и готовы к употреблению.

Все статьи, поступающие в сие отделение выставки, должны отличаться одним или несколькими из нижеследующих свойств:

Существенным качеством, как то: прочностью красок, совершенством формы или улучшенным устройством предметов общеупотребительных и проч.

1) Особенным искусством в отделке, как то: в набивке, оправлении и т.п.

2) Новым применением известных материалов.

3) Употреблением новых материалов.

4) Новым сочетанием или совокуплением разных материалов, как напр. в металлических композициях и в гончарных изделиях.

5) Изяществом рисунков, форм, цвета и ли всего вместе, в видах большой пользы.

6) Дешевизною относительно превосходству отделки. ОТДЕЛЕНИЕ IV.

Изваяния, модели и произведения пластического искусства.

Предметы, приготовленные из какого бы то ни было материала, отличающиеся таким вкусом и искусством, что могут быть причислены к произведениям изящных художеств, могут поступить в сей разряд.

Представляемые предметы должны быть работы художников, находящихся ныне в живых.

Картины, писаные масляными и водяными красками, будут принимаемы на выставку не иначе, как в виде показания новых материалов и способов производства; портретные бюсты разных лиц вовсе не будут приняты.» [17]

При подготовке выставки особое внимание уделялось всем составляющим ее образа - от архитектуры главного павильона до присуждаемых на ней медалей и специальных наградных листов, от красочно оформленных входных билетов до отдельно напечатанных большим тиражом экспозиционных планов и каталогов, которые потом могли стать  памятными сувенирами. В процессе их разработки было объявлено несколько международных конкурсов

- на лучшее архитектурное решение и на лучшие эскизы медалей.

Все происходившее на этих конкурсах широко освещалось в массовой печати многих стран, что само по себе являлось отличным рекламным ходом. Поэтому остановимся на этих конкурсах более подробно, поскольку они важны для истории дизайна.

Первыми были подведены итоги конкурса медалей. В его жюри вошли, с английской стороны - председатель национального совета школ дизайна, руководитель Британского музея и один медальер, с французской стороны - только один медальер, с немецкой стороны

- директор Берлинской картинной галереи, директор Художественного института во Франкфурте-на-Майне и один из скульпторов Назарейской школы. Медали трех степеней предполагалось отлить из бронзы, у них был общий фиксированный диаметр в 9 английских дюймов, и на их лицевой стороне помещались одинаковые портреты королевской четы. Для оборотной стороны были заранее утверждены девизы на латинском языке (из дидактической поэмы «Астрономия» римского поэта Манилия времен императора Августа, из «Метамарфоз» Овидия, и высказывание императора Клавдия) и аллегорические изображения искусства, промышленности и торговли. Всего было прислано 129 конкурсных эскизов. Пресса каждой участвовавшей в конкурсе страны поддерживала своих художников. После долгих дебатов постановили сделать медали не трех, а двух достоинств - Council Medal и Prize Medal. В российских газетах, освещавших конкурс, их сразу назвали тогда (в буквальном переводе) «советская медаль» и «призовая медаль» [18]. Большая медаль присуждалась за новое изобретение, Второй степени - за изделия отменного качества. Похвальным отзывом отмечались экспонаты, обратившие на себя особое внимание.

В итоге главную награду решили изготовлять по эскизу французского художника Ипполита Бонарделя, а награду второй степени - по эскизу английских художников Чарльза Вайона и Георга Адамса, и отливать их на государственной медальерной фабрике в Берлине. Для присуждения наград было сформировано международное жюри выставки. Кроме английских экспертов, в него были приглашены представители всех главных стран-участников: от Франции - 33, США -21, Германского таможенного союза -19, Австрии -15, Бельгии -11, России - 6, Италии - 6, Швейцарии - 4,

Испании - 4,Северной Германии -ЗДурции -3, Швеции и Норвегии -2, Португалии -2, Голландии -1, Греции -1, Туниса -1.

Для нас особый интерес представляют, конечно, российские эксперты. Среди них были три известных в России личности -постоянно живший тогда в Лондоне экономист Гавриил Каменский (изделия из стекла, фарфора, глины, каменная посуда разного рода), Леонтий Самойлов (вещества, употребляемые на фабриках на ткани и одежду) и постоянный обозреватель многих российских мануфактурных выставок Александр Шерер (мануфактурное производство изделий из льна и конопли). Интересы России представляли также Эдуард Лоде из Петербурга (он был председателем секции «сырые материалы и продукты) и несколько иностранных специалистов.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24