Россия на первой Всемирной выставке

Однако они объективно отражали общий процесс урбанизации - сосредоточения экономической активности и больших масс людей в городах Западной Европы и США. Технический прогресс заставлял переходить от разрозненнего мануфактурного производства к централизованному фабричному. Получали распространение паровые двигатели, вращающиеся печи для выплавки чугуна (конверторы) и сталеплавильные мартеновской печи, появились гигантские прокатные станы и паровые молоты, успехи химической промышленности все сильнее стали воздействовать на жизнь, совершенствовалась техника печатного дела. Миграции людей и торговые потребности вызвали переворот в средствах транспорта и связи, тем более что внедрение технических изобретений все убыстрялось.

Зимой 1803-1804 годов жители Филадельфии с ужасом смотрели на первый, нескладный автомобиль Эванса на паровом двигателе, и до гонок «Формулы 1» казалось предстояла целая вечность. В 1807 году Роберт Фултон спустил на воду первый пароход, но к середине века они уже привычно бороздили моря и реки в Старом и Новом свете. 1808 году француз Жозеф Жаккард улучшил ткацкий станок настолько, что стало возможно управлять каждой нитью основы, и Наполеон Бонапарт, превидя выгоду Франции, самолично предоставил ему право, как тогда говорилось, взимания премии по 50 франков с каждого введенного в стране стана его конструкции. К 1812 году в наполеоновской Франции работало уже 18 тысяч станков Жакарда, а сам он стал суперзвездой инженерного дизайна. Англичанин Джордж Стефенсон запустил в действие первую железную дорогу в своей стране в 1825 году, а через несколько десятилетий поездки по железной дороге стали массовым явлением по всему миру. В 1839 году было опубликовано сообщение об открытии французским профессиональным живописцем Луи Жак Дагером способа получения неисчезающих изображений, названных дагеротипией, а во время всмирной выставке в Лондоне уже были сделаны большие фотоальбомы. В 1845 году другой художник, на это раз американский, - Самюэль-Фенли Морзе, не очень то прославившийся своими истрическими картинами и парадными портретами, хотя и был президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке, изобретя самопишущий телеграфный аппарат, провел первую междугороднюю телеграфную связь между Вашингтоном и Балтимором, а всего пять лет спустя был проложен подводный кабель по дну пролива Ламанш, информационно соединивший Англию и Францию. Эти сведения можно было бы перечислять очень долго [11].

Перечисление технических новинок можно продолжать еще долго, но смысл их сводится к тому, что они все быстрее становились явленными в культуре. Промышленные выставки фиксировали этот процесс и неизбежно должны были стать международными.

Считается, что идея проведения общеевропейской промышленной выставки была высказана в Париже в 1833 г. Впоследствии, в 1849 году, французский министр торговли и сельского хозяйства Луи-Жозеф Бюффе также пытался позвать в Париж на выставку иностранных участников. Он мечтал соединить в одном месте и в одно время машины и изобретения, созданные в разных странах, но быстро распространявшихся повсюду, подчеркнуть единство интеллектуальных сил, или, как говорили, продемонстрировать возможности и результаты всемирного промышленного прогресса. Однако проект не был реализован.

С целью изучить его планы в Париж были командированы лучшие силы из Лондона, где уже витала в воздухе идея будущей всемирной выставки.

Подготовка и открытие всемирной выставки

Основная подготовительная работа была проведена английским Обществом поощрения искусств, промышленности и торговли. С 1847 года его начали называть сокращенно - Королевским обществом искусств (далее мы будем называть его «Общество»). Общество появилось в Лондоне в 1756 году и до середины XIX века было замкнутым, корпоративным. В начале 1830-х годов, когда изобретатель калейдоскопа шотландский физик Дэвид Брустер по образцу немецких ученых обществ основал Британскую ассоциацию содействия науке, дополнившую общественную деятельность английских ((Mechanic's Instituits», всех охватило увлечение публичными заседаниями и различными выставками. Был выдвинут план построить выставочный агитпароход, который, заходя в гавани, пропагандировал бы возможности британской науки и промышленности. Довольно быстро во многих городах страны они превратились в демонстрацию и обсуждение всяческих курьезов, что тут же начали высмеивать в «Times», а молодой Чарльз Диккенс в «Мадгофских записках» вдоволь поиздевался над собраниями выдуманной им же Мадгофской ассоциации для усовершенствования всего-на-свете.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24