Россия на первой Всемирной выставке

Перебрав все более или менее отвлеченные поводы для празднований, французы эпохи Директории перешли к более конкретным темам и добрались до промышленности. Тем более, что тогда популярной формой политического воздействия на соседей стала торговая блокада. Англичане экономически притесняли французов, которые радостно отвечали англичанам тем же. Кроме того, в 1798 году в революционной Франции сильно обиделись на своего северного соседа, корабли которого неожиданно потопили на Средиземном море французский флот, дожидавшийся возвращения из Египта отрядов генерала Наполеона, сражавшихся там с мамлюками близ гизехских пирамид. Поэтому было решено противопоставить Англии промышленные успехи Франции, считая их дополнением военных кампаний Наполеона. На том же Марсовом поле была открыта по- особому тщательно декорированная промышленная выставка, и на ее фоне проведено военизированное шествие.

В Музее науки (Science Museum) в Лондоне хранится выпущенный в 1798 году каталог экспонатов этой выставки. В пожелтевшей от времени тоненькой тетрадке из 24 страниц перечислены имена всех ее ста десяти участников и приведены описания привезенных ими изделий.

Инициатором проведения этой выставки был член Директории, юрист по образованию и поэт на досуге, Франсуа де Невшато (1750-1828), назначенный министром внутренних дел Франции. Его администрация помогала восстанавливать сельское хозяйство страны, устраивала различные смотры и вообще покровительствовала развитию литературы и искусства. Невшато определил идею выставки так: «Это наша первая кампания против английской промышленности» [10].

Оформление Марсового поля было поручено архитектору-классицисту Жану-Франсуа Шальгрену, позднее прославившемуся проектом парижской Триумфальной арки. На Марсовом поле соорудили открытый амфитеатр. На дальней стороне его дуги, напротив входа, поставили двойной ряд из 48 раскрашенных деревянных дорических колонн, водрузив их на высокий круглый стилобат.Эта конструкция символизировала монументальный Храм промышленности. По бокам амфитеатра поместили 58 сблокированных, открытых к центру палаток с раскрашенными портиками, где и были выставлены все экспонаты. В самом центре получившегося амфитеатра возвели небольшой круглый павильон, увенчанный конной фигурой, символизирующей Торговлю. И наконец, высоко над Марсовым полем подняли закрепленный на тросе воздушный шар «монгольфьер». Во время открытия выставки из корзины этого шара Невшато прокричал перед собравшимися приветственную речь, в которой провозгласил общественную значимость «механических искусств», взяв этот термин из философских текстов Франсуа Бэкона.

Затем провели ставший уже привычным парижской публике парад с участием кавалерии и пехоты. Между ними нестройной толпой прошли и привезенные из различных уголков Франции «солдаты промышленности».

Для определения лучших экспонатов заседал совет присяжных (jury), состоявший из членов Французского института, ученых и общественных деятелей. Перед ними были как довольно сложные образцы современной техники (медицинские инструменты, механизмы для обработки дерева и металла), так и бытовые текстиль, посуда и, конечно, новые дамские шляпки. Были и курьезные вещи, вроде картины с изображением экзотических заморских птиц, выполненной из засушенных цветов.

Раздав девять призов парижанам и четыре провинциалам, устроители выставки успешно закрыли ее через три дня после открытия. Но она осталась в истории мирового дизайна, продемонстрировав все классические признаки будущих промышленных выставок: четко заявленная цель, специальное архитектурно-дизайнерское оформление, торжественное открытие с максимальным привлечением общественного внимания, каталог с детальным описанием экспонатов, жюри и награждение победителей, широкий отклик в современной прессе.

За первой выставкой в Париже последовали новые - в 1801, 1802 и 1806 годах, которым большое значение придавал лично Наполеон Бонапарт. После падения императора открылась выставка в Баварии (1818), за ней снова в Париже, а также в Берлине и Дрездене (все - в 1824 году). В первой половине XIX века подобные театрализованные мероприятия вошли в моду в Австрии, Швеции, Бельгии, Швейцарии и Соединенных Штатах. Все эти выставки стали национально охранительными, направленными против иностранной конкуренции, преимущественно официальными и учеными. Их готовили не для развлечения публики, а для пользы производства и торговли. Число их участников было невелико, соответственно и посетителей немного. Расходы нередко брало на себя государство. За это их критиковали и вообще высказывали сомнение в их общественной пользе.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24