Россия на первой Всемирной выставке

Соединенные штаты Америки показали множество технических новинок. Среди них были ставшие потом известными жатвенные машины Мак-Кормика [22], фабричные изделия из каучука Чарльза Гудьира, открывшего вулканизацию резины [23], швейные машины «Зингер»[24], автоматический пистолет Кольта [25].

Россия заняла место неподалеку от правого входа в здание, за экспозицией Соединенных штатов Америки.

В целом на лондонской выставке было представлено 537 фабричных машин, 813 движущихся механизмов (паровозов, пароходов и т.д.), 467 объектов гражданского зодчества (макеты, планы и изображения), 498 земледельческих машин. Широко были

представлены мебель самых разных стилей и даже целые дворики, например, английский дворик в готическом стиле, развивавший идеи книги «Основные принципы архитектуры» Пьюджина, вышедшей в том же 1851 году. За неполных шесть месяцев выставку посетило более шести миллионов человек. Благодаря железным дорогам, пароходам и омнибусам были организованы коллективные экскурсии из разных уголков Англии. Из-за рубежа, по сведениям английской таможенной службы, прибыло всего около 60 тысяч человек, в том числе из России - 845 человек.

Было подсчитано также, что если кто-нибудь захотел осмотреть все экспонаты, останавливаясь возле них по три минуты, то должен был бы ходить по выставке 120 дней по 10 часов подряд.

По общим наблюдениям англичане с большим удовольствием разглядывали вещи, привезенные из-за границы, а иностранцы посещали главным образом английский раздел выставки. Почти сразу появились каталоги и планы выставки (сначала на английском, потом на французском и других языках) [26]. Все 140 тысяч экспонатов были отражены в окончательном варианте пятитомного каталога, изданного по схеме энциклопедического словаря с множеством гравированных рисунков. Кроме больших каталогов, появились путеводители на один день, на два дня, с указанием главных экспонатов, которые можно увидеть за это время не устав. Предлагали выпускать путеводители, адресованные отдельно любителям сельского хозяйства, военного дела, искусства и т.д., но мне они не попадались. Было выпущено много красочных альбомов для детей. Об одном из таких альбомов вспоминал потом Уильям Моррис, который в семнадцать лет побывал на этой выставке со своей матерью и младшими сестрами, и воспоминания кошмара от огромной, толпы среди множества непонятных вещей осталось у него на всю жизнь.

По выставке проводили экскурсии, во время которых подробно объясняли особенности экспонатов и принципы их действия.

Многие посетители обращали внимание главным образом на различные курьезы. В петербургской «Северной пчеле» был перепечатан длинный перечень из нескольких десятков самых больших диковин, где обычно толпится глуповатая публика. Среди них оказались огромный фонтан из одеколона, привезенный из Кельна, до которого посетители старались достать, чтобы смочить носовые платки, или давились вокруг специальных служителей, раздававших задаром букетики пахучих искусственных цветов; огромный алмаз «Кох-и-Нор» из Индии; телеграф с гостиничным коммутатором, паровоз Крамптона в 37 тонн; двери, огромные вазы и мебель из русского малахита; листы бумаги длиной 450 ярдов; американский перочинный нож с 300 лезвиями, которых употреблять нельзя; рубашки английского изготовления с вышитыми на них видами самых известных туристических объектов Испании, и многое другое, включая три огромных вяза, накрытых стеклянным сводом здания. Словом, будущая массовая культура показала себя всему миру.

Прогулка по российскому отделу

России было предоставлено несколько мест на выставке, которые в общей сложности составили 13 тыс. кв. футов. Ее «сырые произведения» были помещены в левом крыле здания, а в правом крыле Россия заняла четыре помещения, расположенные одно против другого и разделенные центральным проходом, где на пьедесталах

из зеленого мрамора были установлены бронзовые отливки коней, выполненные по эскизам скульптора Клодта [27].

Первые 250 тюков с экспонатами из России привезли в Гайд-парк только в конце апреля. Первого мая русский отдел еще не работал. Только   в   середине

1 1Q

месяца в него со всеми предосторожностями внесли два небольших ящичка с бриллиантами, оцененных в 600 тысяч рублей серебром, что тут же было отмечено английской прессой. Постепенно в залах стали размещать крупные вещи и декорировать их прямо на глазах у посетителей уже вовсю работавшей выставки. Вся эта работа была закончена к 9 июня 1851 года.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24