Навигация и конструктивные метафоры в коммуникационном дизайне

(«к проблеме «коллективного воображения») Е. Ищенко

Он не просто визуализирует заставки телеканалов и телепередач. С помощью экранных технологий предъявляются различные миры и среды обитания, со своими нормами и правилами поведения. Перенесение характеристик предметного мира на экран дает возможность зрителю, находясь в любом месте, узнать о его существовании. Виртуальное присоединение к разным, по своим характеристикам и качествам средам, дает возможность зрителю не постоянно находиться в одной среде, а путешествовать, как во сне.

Такие изображения, с одной стороны, внесли разнообразие своей динамичностью, с другой - усложнили способ восприятия аудиторией визуального сообщения.

Сложность организации такого типа изображения, его содержательная плотность, показали невозможность быстрого «прочтения» неподготовленным зрителем. Семиотически построенное послание осталось, но оно рассчитало не на массового зрителя, а на свою целевую аудиторию.

Параллельно с задачей визуализации разных миров выделилась проблема подготовки массового зрителя, в плане развития у него т.н. «коллективного воображения»1. А также, изменения способа визуализации с упором на создание метафорических и образных конструкций, которые свободнее воспринимаются аудиторией.

Актуальность проектирования визуальных текстов, и изменения в подходе к ним тесно связаны с такой категорией как постмодернизм. Можно рассматривать его характеристики, как требования к построению сообщения.

- неопределенность, культ неясностей;

- фрагментарность и принцип монтажа;

- «деканонизация»;

- отсутствие глубин и происходящее на поверхности;

- смешение жанров;

- театральность, учет аудитории;

- срастание сознания со способами коммуникации и т.д.

Все это говорит о визуализации, построенной на метаморфозах и превращениях внешнего во внутреннее, реального в воображаемое, помысленного в увиденное и наоборот. Визуальное, отказавшись от привязки к осязаемому материалу, раскрывает себя здесь в своей полноте. Зритель находится в состоянии неопределенности и неподлинности. Его окружают сплошные иллюзии.

Воображение дизайнера, стало частью технологического процесса, оно, как будто, превратилось в то видимое, которое обеспечивает проектирование таких конструкций.

Поэтому рассматриваться оно будет в этой статье, только как фрагмент технологии проектирования визуального сообщения.

Здесь необходимо вернуться немного назад и рассмотреть:

- каким же образом построена работа воображения в построении визуального сообщения;

- какие изменения произошли с изображением в динамике;

- по какому принципу организовано предъявление визуальной среды и визуального образа.

I. Из чего художник или дизайнер берет материал для изображения? Есть описанные внешние признаки, которые оставляет художник во время своей работы. Это:

-идея зафиксированная в формальных средствах композиции,

-зарисовки с натуры,

-подбор образцов и аналогов,

-ассоциативный ряд,

-различные комбинации и сочетания по форме, цвету и свету, -положение изображаемого в выгодном и наиболее понятном

ракурсе, и.т.д. Подробно такой материал уже доступно описан2. Из этого набора можно определить, что элементы своего

будущего сообщения дизайнер черпает из нескольких мест,

аналогичных перечисленным процедурам выше:

а) предметная (или вещная) среда;

б) мир символов и знаков;

в) ассоциации, ассимиляции;

г) способы и приемы изображения; материал, текстуры, технологии изготовления (по образцу или их имитации, или изобретение новой);

д) композиция с ее формальными требованиями (статика, динамика и т.д.)

Из этого видно, в чем постоянно «тренирует» себя дизайнер, чья профессиональная деятельность связана с построением сообщений. Все, что его окружает - наделено смыслом.

а. Все вещи предметного мира не являются для него просто вещами. Их форма, фактура, история, даже тени - это элементы зафиксированного содержания. Подобную визуальную установку замечательно демонстрирует И. Кальвино в своих рассказах3.

б. Рассматривая знаки по Р. Барту4, можно сказать, что веер означаемых и означающих дает возможность использовать этот механизм и в составлении сообщения, а работа с символами и их значениями дает дополнительный пласт смыслов, если к ним подключить еще и особенности их изображения (эпохи, стили).

Продолжение: 1 2 3 4