Навигация и конструктивные метафоры в коммуникационном дизайне

Способы визуализации композиционно остаются теми же, что и для семиотического высказывания. Но добавляются и новые:

-из фиксации того, какую иллюзию подметит наш глаз (опыты гештальтпсихологии, перенесенные на экран и создающие подобные эффекты с помощью наезда и отъезда камеры);

-из способов изображения иллюзий художниками (Арчимбольдо, М.Эшер, Вазарели);

-способы выработанные именно в экранных технологиях( наезд камеры, изменение точки зрения, монтаж или плазмоидность, контраст движения и застывшего кадра);

-из способов работы сознания по перенесению человека из одной действительности в другую (сны, состояния комы, метафоры окна, пути, лабиринта);

Это может быть смешение форм, или набор ассоциаций, или комбинация из типографики, изображения, звука.

Тип изображения как будто вывернулся наизнанку.

Когда художник в сжатой форме, до формата картины, представлял какие - то смыслы, - происходящее в сознании у зрителя при просмотре картины было скрыто. Визуализация занимала достаточно малое место по сравнению с тем «путешествием», которое совершал зритель в процессе просмотра изображения. Развитая чувствительность позволяла ему перенестись в разные миры, пространства и ощущения.

Здесь же - обратный случай. Разворачивается сказочное путешествие, где есть все: превращения и разоблачения, разные пространства и миры, для того, чтобы с помощью этих ухищрений передать очень маленький посыл.

2. После появления гипертекста, как способа свободного перемещения в пространстве, выделился и новый объект для проектирования. Путь или путешествие, оказалось, могут иметь и разные маршруты, и разнообразные траектории. И если от разного набора «мест посещения» меняется и конечный результат (в виде оставшегося впечатления или эмоционального состояния), то этот путь тоже можно рассматривать как элемент конструкции.

Любой из вышеперечисленных способов создания дополнительных оптических эффектов, как и в случае с композиционными приемами, может быть разобран с точки зрения информативности, ассоциациативности или конструктивной метафоры.

Тогда эти способы могут быть использованы, в зависимости от поставленной задачи, для организации перехода. Две действительности могут плавно «перетекать» из одной в другую, за счет эффекта плазмоидности. Могут проявиться за счет изменения только точек зрения. Когда, например, панорама из космоса в мгновенье, со страшной скоростью (имитируя падение или американские горки) переносит зрителя в пространство города. Переход может возникнуть совсем в неожиданном месте, и, в момент, вывернуть наизнанку один мир через другой (как в «Матрице»), показывая параллельность и отзеркаливание существующих миров. Осмысленность таких движений делает это путешествие почти реальным для зрителя, поскольку передает ощущения перемещения.

Имитация «коллективного воображения», с одной стороны завораживает своим фокусом превращения, и передает непостоянство, чувствительность существующего мира, и реагирование его, как живого организма, на все происходящее (один из фильмов на эту тему «Бездна»). С другой стороны, его экологичность проявляется «в приглашении к путешествию», за счет эффекта затягивания, внутрь изображаемого мира. В отличии, например, от такого построения как «клип», где работает обратный эффект «выпрыгивания», что достаточно агрессивно действует на зрителя. Хотя и то, и другое организовано, как предъявление другого мира.

После времени «расколдовывания мира» пришло новое, - время «заколдовывания мира»".

Постоянно появляющиеся новые типы деятельности и организованности выступают как новые виртуальные миры, которым необходимо обеспечить свою узнаваемость. Поиск новых смыслов и мифов, а также, способов адекватной их визуализации, все это выступает, как новые задачи для коммуникационного дизайна.

1 Г.Курьерова «Кинематограф и культура» (материалы круглого стола), 1989, стр.15

2 В.Глазычев, ст. «Композиция как мыследеятельность», «Теория композиции в советской архитектуре», М., 1986, стр. 213 - 225

3 И.Кальвино. «Туфелька», «Пуговица»,Иностранная литература - 1996г. -№6 -с.277 - 278

4 Р.Барт, «Воображение знака», Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр./Р. Барт; 1994 - 616с.

5 В.Глазычев, «Образы пространства», стр. 159-174

6 Альбом «Art to see»

7 Л.Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», М. 1991, стр.15 - 16.

8 Ю.Лотман «Семиотика кино и проблемы киноэстетики», Таллин, 1973

Продолжение: 1 2 3 4