Навигация и конструктивные метафоры в коммуникационном дизайне

в. Соотнесение и подбор формы изображения и его содержания дают еще одну серию тренажеров. Перевод понятий в образы и наоборот описан в статье В. Л. Глазычева5. Здесь интересно, проследить каким образом понятия или вербальный текст, переводятся в визуальную, образную конструкцию. Каким образом можно перевести одно содержание в другое, используя способы композицирования.

г. Сами способы изображения, на первый взгляд, используемые в любой школе рисунка и живописи, дают возможность наделить линию или пятно информативными характеристиками. То же самое относится и к текстурам и фактурам6. Эти описания построены на характеристиках как внешних (плавность, резкость, плотность, прозрачность), так и на функциональных (т.е. назначение, в каких случаях применяется).

д. Положение в пространстве, ракурс, сочетание форм. Устанавливаемые между ними композиционные связи, контрасты, слои и планы - все это воспринимается как фрагменты сообщения.

В комбинации этих форм, сочетаниях элементов типографики с фигуративными изображениями отражены и смысловые отношения будущего визуального сообщения. Выстраивание таких конструкций, как примеры творческого воображения детей, описаны Л.С. Выготским7. Комбинированные фантастические образы, имеющие функциональные способности одних, а внешний облик других актуальны и сейчас, если вспомнить Gigera с его «Чужим» и другими образами в стиле fantasy.

П. Но это что касается семиотики. Этот пласт никуда не исчезает.

Но как рассматривать композиционную целостность изображения в движении.

Сделать знак подвижным и даже изменчивым не так сложно, но как развернуть визуальную среду, как мир?

Известны два способа описания целостности изображения через кадр. Один - когда он считается единицей в виде кадра на пленке. Другой - как фрагмент отснятый без монтажа и остановок8.

В случае с построением подвижного визуального сообщения эти критерии не всегда подходят. Поскольку, они отражают только внешние признаки происходящего. С точки зрения движения глаза. Но никак не относятся к тому, о чем говорилось выше. Ведь интересен процесс, когда изображение имитирует процесс воображения зрителя. А такими способами нельзя передать «срастание сознания со способами коммуникации». Тем более передать одновременно несколько семантических состояний и способов их фиксации. И, главное, что эти способы не определяют границ сообщения, выстроенного не последовательно. Это уже не просто текст, который читается, он отличается иносказательностью, образностью. При этом, ему не обязательно находиться в рамках одного языка или действительности. Он может комбинировать в себе фрагменты разных языков: фотографии и видео, рисованные и пластичные формы, кино и анимацию и т.д.

Кроме этого сообщение может быть выстроено в пространстве и времени последовательно или разворачивая все время из одной точки.

Не статичное изображение, а подвижное, позволило зрителю последовательно и одновременно присваивать куски разного материала и по качеству и по времени: фрагменты изображений, фрагменты речи, звуков....

Смещение приоритетов коммуникационного дизайна в сторону создания флеш- и видео- роликов компьютерными средствами, технически дало возможность визуализации сообщения или мира, и тут же выдать предложение по способу его понимания.

Здесь важен не монтаж, а возможность визуализации процесса постепенного превращения или замены одного изображения в другое. Несколько лет назад рекламный видеоролик, в котором последовательно превращалось лицо одного в портрет другого (людей разных рас и возраста), оставляя неизменным и зафиксированным только зрачки глаз, завораживал тем, что в нем вместо привычного монтажа и наложений лица демонстрировали свою плазмоидность9.

Сейчас такой визуальный эффект уже привычно воспринимается аудиторией, а его возможности используются в более сложных визуальных конструкциях или ходах (фильмы «Матрица», «Люди X»).

В этом случае важны не только метафоры, которыми «кодируются» сообщения, сколько само движение, или, в некоторых случаях, навигация. Хотя, необходимо разобрать и первое, и второе.

III. 1.В изображении, которое построено как иносказание, уже присутствуют одновременно две действительности. Ведь человеческая память ассоциативна. При взгляде на форму или вещь возникает целый пласт ассоциаций. И если примеры таких конструкций есть в текстах,10™ почему бы по такому принципу не построить изображения. Выстроить цепочку метафор или ассоциаций, которые были бы приняты аудиторией. Тем более7 что это актуально в расчете на массового зрителя. Можно сказать, что, проектируя новую технологию необходимо разобрать несколько других. Чтобы визуализировать сны («АССА», сны мальчика Банана), необходимо разобрать на ассоциативном и символическом уровне, что есть сон.

Продолжение: 1 2 3 4