Национальное и интернациональное в архитектуре и дизайне.

Феномен дизайна архитектурной среды

С. Михайлов

Вопрос «национального и интернационального в дизайне» в последнее время все больше привлекает наше внимание. Мы все слышали о так называемой «американской модели дизайна» 30-х, с интересом просматриваем книги 80-х «Итальянский дизайн» и «Японский дизайн» известного немецкого издательства «Taschen». В 1993 году ВНИИТЭ выпустил объемный труд Галины Курьеровой «Итальянская модель дизайна». Особенно нас волнуют публикации, касающиеся отечественного дизайна. Среди них монография Юрия Назарова с довольно смелым и категоричным заголовком «Постсоветский дизайн» (2002), вышедшая в 1995 году в Германии в соавторстве с А.Лаврентьевым его книга «Русский дизайн», серия статей и книг Никиты Воронова, включая двухтомник «Российский дизайн» (2001), монографию «Дизайн: русская версия» (2003, первоначальное авторское название - «Дизайн по-русски»).

Еще из школьных учебников мы знаем: «архитектура - каменная летопись мира». Она несет в себе отражения технического и культурного уровней той или иной общественно-политической и культурной формации, ее традиции, включая и национальные. Проблеме национального в архитектуре посвящено много публикаций, специальных исследований, разного ранга конференций и симпозиумов, для изучения и охраны историко-архитектурного наследия созданы специальные фонды и организации.

На первый взгляд ответ на поставленную в статье проблему «национальное и интернациональное в архитектуре и дизайне» очевиден и кроется в самом названии. Достаточно поменять местами слова и мы получим удовлетворяющее всех: «национальное в архитектуре и интернациональное в дизайне». Однако, такая простота ответа только кажущаяся.

Дизайн не имеет национальности

В отличие от архитектуры, в дизайне можно наблюдать совершенно иные, зачастую, прямо противоположные явления. Например, сегодня в нашем быту мы сталкиваемся с удивительным явлением: изделия разных фирм-производителей, созданные в различных странах, не только мирно сосуществуют в наших интерьерах, но и порой гармонично сочетаются между собой, составляя стилистически единое целое. Дизайн произведенного в Японии телевизора по цветовой гамме, равно как общим композиционным приемам построения самой формы, использованным в оформлении шрифтовым гарнитурам гармонизирует со стоящим рядом проигрывателем CD-дисков из Германии и усилителем звука голландской фирмы «Филипс». Популярные американские джинсы хорошо подходят к самой новой стильной итальянской блузке, португальским мокасинам в сочетаниях с молодежной сумкой из Турции. Невольно ловишь себя на мысли, что все это сделано одной рукой.

Откуда такое точное попадание в тему? Как дизайнер чувствует локоть собрата-профессионала на другом конце земного шара?

Наверное, ответ на этот вопрос кроется в понимании самой сущности дизайна, который первоначально и возник как средство повышения конкурентоспособности индустриально производимых изделий: повышение эстетичности их внешнего вида и улучшение потребительских качеств. От-сюда ориентация дизайна на новейшие материалы и технологии, на современную моду и вкусы потребителей. Именно современность внешнего вида изделий и мода в конечном счете объединяют их стилистически.

Таким образом, мы можем констатировать, что индустриальный дизайн, рассчитанный на широкие круги потребителей, интернационален и не имеет определенной национальной принадлежности.

Возникает вопрос, а как же быть с упомянутыми терминами: «японский дизайн», «скандинавский дизайн», «немецкий дизайн», «американский дизайн», «итальянский дизайн»?

Более детальное знакомство с трудами историков дизайна показывает, что в их работах речь идет скорее о развитии дизайна в той или иной стране, а не о разделении дизайна по национальному признаку. И под «немецким дизайном» понимается история дизайна в Германии, а под «итальянским» - в Италии. Именно так построена выпущенная в 2000-2001 гг. известным кёльнским издательством «Dumont» серия книг по истории дизайна представительного интер­национального коллектива авторов: Дизайн-лексикон Великобритании, Германии, Скандинавии и Италии. Все четыре книги построены по единой структурной схеме:

«галерея» - общая историческая справка о развитии дизайна в стране с иллюстрацией «иконами» дизайна;

«декады» - краткая история развития дизайна в стране по десятилетиям, начиная с конца 19 века с иллюстративным рядом из наиболее значимых произведений дизайна;

Продолжение: 1 2 3