Национальное и интернациональное в архитектуре и дизайне.

Сохранившиеся обычаи и традиции ассоциируются с национальными чертами: итальянский кофе, английский чай, немецкое пиво, французское вино, узбекский плов и т.д. Эти традиции и обычаи становятся зачастую своеобразным мотивом индустриального производства специфических для той или иной страны или места изделий. Продолжая «пивную тему», будучи в Италии, вам вряд ли удастся купить в качестве сувенира итальянскую пивную кружку. Пива в Италии не пьют... Такое адресное производство изделий вряд ли уместно назвать «национальным дизайном», в лучшем случае -это своеобразная игра в «национальное» на уровне практически сувенирной продукции.

Феномен «дизайна архитектурной среды»

Задача формирования индивидуального образа стоит и при организации городской среды. Как правило, сегодня здесь также используются серийно изготовленные элементы: скамьи, урны, опоры уличного освещения, телефонные боксы, афишные тумбы, торговые киоски. Дизайном уличного оборудования мы можем выявить особенности существующего архитектурно-ландшафтного контекста, или напротив - снивелировать архитектурно-художественный образ градостроительного ансамбля, разрушив его индивидуальность.

В формировании яркой, запоминающейся среды с индивидуальными чертами (в том числе и с национальными) на основе использования арсенала средств и методов современного дизайна и заключаются особенности дизайна архитектурной среды.

В процессе решения этой задачи архитектор-дизайнер часто обращается к «методу фирменных стилей». Однако в отличие от известного нам индустриального дизайна, здесь формируется не фирменный стиль предприятия, а индивидуальный локальный стиль архитектурного ансамбля, опираясь во многом на средства дизайна городской среды (небольшие серии индустриально изготовленной уличной мебели, визуальные коммуникации и т.п.). В отличие от известных нам из истории архитектуры исторических художественных стилей такой локальный стиль задается одним дизайнером или группой авторов и носит вследствие этого субъективный характер.

Классическим примером такого локального фирменного стиля архитектурного ансамбля стала реконструкция жилого квартала «Николаус-фиртель» в центре Восточного Берлина (80-е гг.). Все благоустройство, включая характер уличного мощения, формы предметного наполнения среды, формообразование фасадов новой застройки, ее ритмический и масштабный строй, цветофактурное решение, здесь подчинено единой художественно-стилистической концепции. Единая цветовая гамма, единообразие в формообразовании уличной мебели и элементов фасадов формируют не только яркий запоминающийся образ места, но и пространственную целостность архитектурного ансамбля - исторического квартала. Образу места с образно-смысловой доминантой - церковь Св.Николая, подчинена здесь даже тематика вывесок и названий, начиная от общего - «квартал-Николая», кончая локальными — «Николай-кафе».

Как показывает реальная практика работы темой такого локального архитектурно-художественного стиля могут стать:

исторические мотивы существующего архитектурного контекста, и исторические названия и образы места, как например, ретроспективные мотивы в дизайне пешеходной улицы Баумана в Казани, образы «Сталинского классицизма» в Мемориальном комплексе Альметьевска, образы воина-богатыря в уличных фонарях для Раифского монастыря;

имена и образы выдающихся людей и событий -величественный архитектурно-мемориальный ансамбль на Поклонной горе в Москве, ветиеватый декор в формообразовании уличной мебели для улицы под именем татарского поэта Габдуллы Тукая в Лениногорске, или «космические» формы в дизайне улицы Гагарина в Альметьевске;

национальные мотивы - формы украшений елки-карусели в Казани в форме старинных женских подвесок, декор уличных фонарей на ул.Баумана в Казани.

Тема может быть привнесена и извне, как например, сказки и басни в художественном формообразование малых скульптурных форм торгово-развлекательного комплекса «Охотный ряд» в центре Москвы. При этом, учитывая относительную недолговечность

элементов городского дизайна, они могут периодически заменяться, обновляя и видоизменяя художественный облик ансамбля.

Наряду с задаваемой темой формообразования (субъективный фактор) в создании локального архитектурно-художественного стиля действуют и объективные законы формообразования - «законы места». Именно эти «законы места» отличают немецкий «Югендстиль» от австрийского «Сецессиона», французского «Арт Нуво», шотландского «Стиля 1900» и русского «Модерна», «казанского» классицизма от «петербургского» и «парижского». Если исторический архитектурно-художественный стиль действует в определенных временных рамках и распространяется «по горизонтали» на значительные территории, то локальный стиль принадлежит определенному месту и не имеет временных рамок, действуя постоянно «по вертикали». Эти законы формообразования как бы вносят свои «поправки» в сменяющиеся исторические архитектурно-художественные стили, создавая для них общие черты, привязывая их к конкретному месту. Благодаря этим локальным стилям и формируется в итоге уникальность и неповторимость того или иного места - города или отдельного ансамбля. Однако, это уже тема отдельного исследования, отдельной статьи.

Продолжение: 1 2 3