Национальное и интернациональное в архитектуре и дизайне.

«лексикон» - иллюстрированный справочник по авторам и фирмам, внесшим значительный вклад в историю дизайна;

«информационное приложение» - адреса дизайн-центров, высших школ дизайна, дизайн-студий и мастеров дизайна.

История дизайна складывается из различных стилей и течений, возникающих в результате научно-технического и социально-культурного развития общества. Возникновение этих стилей и течений мы, как правило, соотносим с определенной страной -первооткрывателем того или иного новаторского направления в формообразовании. Мы все помним немецкий функционализм Баухауза 20-х и «Браун» 60-х, «американский стримлайн» 30-х, изящный «стиль Оливетти» 50-х и радикальный итальянский дизайн 70-х, после которого Италия стала ассоциироваться с «нацией дизайна». Однако это вовсе не значит, что стилистическое течение, появившись однажды в одной из стран, продолжает бесконечно определять собой формообразование лишь этой страны, не получая распространения в других странах, также как и подвергаясь влияниям извне. Сегодня трудно провести ассоциативные связи между формами традиционного немецкого функционализма и такими произведениями современных немецких

дизайнеров, как авангардные светильники Инго Маурера, постмодернистские формы мебели Петера Мали, органический аэродинамичный дизайн берлинца Луиджи Колани, игривые дизайн-формы студии «Фрогдизайн». Также и в истории дизайна Италии радикальный дизайн «Мемфиса», «Архизума», «Алхимии», братьев Кастильони соседствует с футуристическими формами Джо Коломбо, рационализмом Марко Занузо, минимализмом Марио Боты. И даже в творчестве одного из самых известных итальянских дизайнеров, общепризнанного лидера антидизайна Этторе Соттсасса мы находим совершенно функциональные проекты для «Оливетти».

Традиции в дизайне нужны фирмам-производителям

Для потребителя сегодня имеет значение не столько вопрос «из какой страны именно изделие», сколько вопрос «какая фирма его произвела». Мало кто из обывателей знает, что дизайн широко известной модели «Гольф-2» немецкой фирмы «Фольксваген» принадлежит итальянцу Джоржетто Джиужаро. Авторы упоминавшегося выше многотомника «Лексикон дизайна» относят ее, с одной стороны, к шедеврам итальянского дизайна, с другой

стороны, немецкого.

Возникнув в той или иной стране, получив широкую известность на рынке, такая фирма начинает представлять не только свой имидж, но и образ своего государства, становясь своеобразной его визитной карточкой, а в отдельных случаях и национальной гордостью. Мы продолжаем считать продукцию БМВ немецким дизайном, хотя концерн принадлежит уже «Дженерал Моторс».

Дизайн изделия у нас ассоциируется прежде всего с определенной фирмой, ее идентифи­кационным (фирменным) стилем, а уже затем мы соотносим фирму с той или иной страной: «Филипс» - это Нидерланды, «Сони» - Япония, «Паркер» - США. Мы безошибочно на дорогах узнаем немецкий «Мерседес», шведскую «Вольво» или американский «Линкольн». В узнаваемости, а вместе с ней в определенных традициях формообразования, показывающих стабильность и устойчивость на рынке, заинтересованы сами фирмы. Сохраняя определенную преемственность, «фирменное» формообразование должно быть ориентировано на современность - моду, а значит - на новейшие материалы и технологии. Это обязательное условие. Показательными являются примеры трансформации формы торговой (фирменной) марки, успешно функционирующей на рынке десятилетиями фирмы - ее «привязки» к современным условиям. К хрестоматийным примерам относятся работы над модернизацией логотипов компании AEG Петера Беренса (1907), сигарет «Лаки Страйк» (1942) и автомобильных масел «Шелл» компании «Петролеум» (1971) Раймонда Лоуи. На протяжении 2-х лет известная немецкая компания по производству магнитных и электронных носителей «БАСФ» приучала потребителя к смене торговой марки на «ЕМТЕК» введя промежуточные варианты лейбла - «БАСФ-ЕМТК», затем - «ЕМКТ-БАСФ».

Носитель национального в дизайне - потребитель

Сравнивая современные интерьеры жилища немца, японца или американца, мы видим, что они значительно отличаются, несмотря на то, что в них присутствуют порой совершенно одинаковые предметы. Что же позволяет создавать индивидуальный интерьер сегодня, в условиях однообразных серийно изготовленных изделий?

Индивидуальность своего жилища в условиях массовых тиражей его компонентов создает сегодня сам хозяин. Он и становится носителем «национального», которое передается из поколения в поколение в виде традиций и обычаев, виде собственного языка и культуры, которые сохраняются веками и трепетно охраняются.

Продолжение: 1 2 3