Москва-Берлин. Стадия зеркала

Похоже, что впредь на фасадную часть нашей Новороссии будут выставляться только осколки великого имперского прошлого, в целях дезориентации и запугивания окружающих варваров.

В оправдание той двусмысленной роли, в которой оказались вполне разумные, на первый взгляд, люди - Мизиано и Деготь - можно сказать только то, что они столкнулись с очень серьезным противником. Юрген Хартен - мамонт и мастодонт кураторского дела, он 28 лет возглавлял Кунстхалле в Дюссельдорфе. А Мизиано и Деготь - простые интеллектуалы без музейного опыта. Хартен мастерски затянул ребят в разного рода метафизические дискуссии, а когда настала пора сдавать списки работ, то оказалось что наши умники даже и не подумали сходить в Третьяковку и хотя бы посмотреть запасники. Ситуация катастрофичная - интеллектуалы у нас прочно отделены от музейных и академических институций, зато мастерски выучились строить красивые замки из песка. А когда наступает пора возводить постройки из реальных материалов, то они оказываются в положении малых детей. Более того, Мизиано и Деготь подвела как раз интеллектуальная честность, признание того факта, что у нас так и нет никакой связной истории искусства Новейшего времени. Как ни парадоксально, но и у немцев ситуация даже более серьезная. Но Хартен, ничтоже сумняшеся, затолкал все немецкие скелеты подальше в шкаф, отчего об искусстве Восточного Берлина речи уже не идет.

Можно было бы, конечно, сказать - лиха беда начало, все образуется, перемелется, мука будет. Но вся беда в том, что не будет ничего. Искусство, которое было некогда тараном, разрушающим с двух сторон Берлинскую стену, а потом -транспортным средством для путешествий на в неведомые страны, теперь вызывает все большее раздражение и плохо скрытую ненависть. Запад с легкостью необыкновенной предал свою пятую колонну, так склонную к рефлексии и поискам идентичности. И люди, вроде Виктора Мизиано и Екатерины Деготь (и вашего покорного слуги в придачу), оказались один на один с теми, кто идентичность никогда и не искал, людьми для которых всяческая рефлексия и умствование - что острый нож в кадык.

Поэтому настоятельно рекомендую всем людям доброй воли сходить в Исторический музей, чтобы полюбоваться последним реликтом высоких заблуждений и прекрасных амбиций. Продолжения не последует - организационно все было исполнено в духе старых добрых девяностых. На что растрачена немыслимая сумма в 3 млн.

современного искусства, замминистра Павла Хорошилова, Михаил Швыдкой взял в число федеральных агентов в новом Министерстве Правды. Так что никаких эскапад с этими подозрительными художниками не будет.

В заключение кратко то, как бы я видел идеальный вариант проекта. Чтобы не было никаких признаков неоколониализма, было бы правильно русским кураторам делать немецкую часть выставки, а немецким, соответственно, - русскую. И далее - на открытие выставки Путина и Шредера должен был встретить художественный объект в виде Владислава Мамышева (Монро), точно так же, как и в Мартин-Гропиус Бау. Только если в Берлине славный Владик явился в виде Гитлера, то в исторический музей он должен был бы преобразиться во Владимира ВладимировичаТМ. Вот тогда и можно было бы говорить об удвоении ВВП. Но пока что все это невозможно, потому что это невозможно.

Продолжение: 1 2