К итогам Межрегиональных фестивалей дизайна и искусств в Тюмени (1997 - 2003)

Время, видимо, не только «стирает все» (слова С. Маршака: «люди пишут, а время стирает»), но и устанавливает схожее отношение ко многим вещам.

Говоря о сегодняшней ситуации, выступающие анализировали художественную культуру с позиций органичной морфологии (Т. Быстрова), размышляли о гуманитарном контексте, человечности и естественности проектных средств (К. Старцев, Ю. Назаров). Современная пластическая культура полна рассогласований, и это требует выстраивать ее новую целостность, искать «естественные» художественные средства, к которым призывал Ф. Райт в начале XX века или позже А. Аалто. Если каноническая культура когда-то незаметно выстраивала творческие нормативы, то сегодняшнее развитие слишком рисково и стремительно, чтобы обращаться даже к действующим правилам, не говоря о вчерашних.

Актуальными вновь становятся «красота» и образность, содержащиеся в основе человеческой природы (концепция физиолога П. Симонова).

Необходимо открытие новых способов интеграции «красоты» и «правды» вещей, что издавна было заложено в протестантской этике или христианстве, сегодня пропагандируется в японском дизайне. Их разъединение с точки зрения физиологии человека означает стрессы, болезнь, а с позиций творчества приводит к «рассогласованию» художественных принципов, механистичности формообразования, «профессиональной недостаточности», поразивших современную культуру.

Наиболее интересные тенденции сегодня связаны не с художественными «блокбастерами» (выражение И. Коробьиной из фильма «Next»), а с малозаметными пока явлениями, которые воплощают в себе высокую человечность, естественность, жизненность и целостность. Возможно, именно эти качества станут завтра критериями художественного уровня дизайна, архитектуры, искусств. Уже мало восхищает официальный, «раскрученный» авангард. Интересы людей обращаются не столько к крупному, заметному, шумному, сколько вопреки этой тенденции, к тому, в чем присутствует цельность и целостность, чистота («О чистоте дизайна», сообщение А. Раппапорта), простота, красота.

Европейские творцы долго относились к красоте иронически. В основе ее отрицания лежали, в том числе, размышления Л.Н. Толстого об аморальности, «неукорененности» красоты в современном обществе. Затянувшийся скепсис сменяется осознанием того, что красота является универсальным не только эстетическим, но и этическим фактором, синонимом человечности культуры. Мысли об «истинности» и «сущностях» становятся творческими факторами после постмодерновой стерилизованной экспрессии, этого синонима «скорбного бесчувствия» общества, использующего категории «глобализация» и «эффективность» в качестве идеологической мишуры, «украшающей» глубокий кризис цивилизации.

Большинство имен авторов «новой волны» искусства, архитектуры, дизайна ничего не говорят даже специалистам - они не укоренены в сознании. Но это серьезный и широкий круг работ, сделанных как в культурных столицах (Лондоне, Нью-Йорке), так и в мировой провинции. Некоторые из них были показаны участникам конференции.

Участники фестиваля дизайна пережили (по единодушным отзывам) ощущение удивительного единства, любви, интереса друг другу; к содержательному и насыщенному общению, что и предполагает сетевой формат фестиваля (проведенного в этом году на средства бюджета Тюменской области в рамках празднования 59-й годовщины ее создания).

Поток визуальной и вербальной информации состоял из 17 мультимедийных дисков, 6 видеофильмов и 2 видеороликов, 160 страниц стенограмм конференции, около сорока книг, буклетов, проспектов, свыше трехсот работ дизайнеров, архитекторов и художников из 10 российских городов и Харькова. Они останутся в архиве YII Межрегионального фестиваля искусства и дизайна и лягут в основу сборника «Дизайн. Документы-4», готовящегося к публикации Тюменским колледжем искусств.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6