К итогам Межрегиональных фестивалей дизайна и искусств в Тюмени (1997 - 2003)

Впрочем, фестиваль, как оказалось, стал и этакой «самоходной пиар-акцией», формировавшей моду на занятия искусством и дизайном на пространной территории и в значительном слое людей, больше - молодых. Истинной аудиторией, понятно, является та, которая растет вместе с творцами. Селекция потребительской среды одновременно с развитием профессии может гарантировать ее будущее, ее последовательное развитие.

Начинались фестивали с несложных выставок профессиональных и студенческих работ, но интерес аудитории подталкивал поиск новых форм и тем, превращал выставки в фестивально-выставочный мегапроект. Его участники вынуждены были опережать аудиторию, придумывая проблемные выставки, например, упомянутую «Реальный дизайн», передвижную «документального реализма» «Non fiction», программные экспозиции «Дизайн народный и профессиональный, «Учителя и ученики», «Искусство & Дизайн», «Географический треугольник графического дизайна»; совместные экспозиции «нового искусства» и дизайна и концерты разных музыкантов; конференции, лекции и мастер-классы, авторские экспозиции. В Тюмени за минувшие годы побывали десятки ярких авторов и теоретиков, сложилась традиция издания ежегодников «Дизайн. Документы».

Тюмень, за которой была устойчивая слава «столицы деревень», незаметно становилась городом, в котором складывалась мода на образование в области искусства, дизайна, архитектуры (сегодня 4 высших школы, 3 колледжа, несчетное число художественных школ и студий на 600 тысяч жителей), появилась большая зрительская аудитория. Последняя выставка «Дизайн народный и профессиональный», наверное, впервые вызвала в принявшем ее музее изобразительных искусств очереди у касс. Музей изменил привычные сроки работы. В залах преобладала невиданная прежде молодая аудитория. 1000 посетителей в день -неплохие цифры.

Особенностью последнего по времени фестиваля 2003 года была более изощренная структура, сочетание разномастных акций. Выставка «Географический треугольник графического дизайна» (Борис Трофимов, Москва, Александр Колобов, С.-Петербург, Николай Пискулин, Тюмень, и их школы) адресовалась больше профессиональной и студенческой аудитории. «Дизайн народный и профессиональный» обращался к широким зрительским кругам, он должна была показать дизайн «невольный», которым изобилует наша среда, а также и вольный от профессиональных кондиций. Конференция «Глобализация и проблемы архитектуры, дизайна, искусства» рассчитывалась на головастых профессионалов, практиков, преподавателей и студентов, склонных к обобщениям и размышлениям. Прошли они с 23 июля по 23 августа.

Графический дизайн в сегодняшней России быстро выравнивается в своем уровне в силу коммуникативной резвости, способности тиражироваться. Но развивается он больше как технологическая и прикладная деятельность, благодаря которой и внедряется во все ниши жизни, становится новым «народным творчеством». Профессионалы отмечают, что тиражирование общих (больше компьютерных) приемов опережает развитие профессионального языка.

Но только личность художника является уникальной надстройкой над технологиями. «Экологичность» Александра Колобова, творческий максимализм Николая Пискулина на «Географическом треугольнике графического дизайна» дополнялись классической уравновешенностью Бориса Трофимова, верифицировались в работах их студентов, а позже, во время конференции, «отзывались» в работах школ Константина Старцева (С.-Петербург), Олега Векленко (Харьков) и того круга явлений, который рядом с ними (О. Векленко еще и организатор Международной триеннале «4-й блок»).

Выставка графического дизайна оказалась не самой посещаемой в истории тюменского музея и фестивалей (например, «Взрослые игры», выставка авторских кукол, проектов и игрушки 2001 года побила все рекорды посещаемости). Зрители заметили ее откровенно профессиональную адресность, и, действительно, она была важна для десятков студентов, осваивающих профессию, а также для практиков рекламы и типографики, пришедших в них благодаря случайному владению компьютером.

Графический дизайн сложно показывать, у нас нет привычки и традиций такого рода. Тем более важно было начало, шаг к формированию потребности в качественном дизайне с высокой авторской компонентой.

Ближе широкому зрителю, задачам самоосознания и самоидентификации в дизайне была выставка «Дизайн народный и профессиональный». Сегодня сложилось интересная ситуация. Массовая культура подпитывается из профессионального цеха как источника глобальных идей и образцов. Самодеятельная культура всегда зорко «подсматривает» то, что происходит в «высоком цехе». Но народная культура отражает эти опыты своеобычно, с коррекционными эффектами и ошибками. Профессиональная культура испытывает кризис новых идей, застревает в догматах методологий (в сущности - стереотипов), выхолащивается, тогда как народная развивается многообразием рефлексий.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6