Инверсия формы в архитектуре Античной Греции

Считается, что источников классического античного храма, было два: микенский мегарон, от которого вероятнее всего взято внутреннее пространство и входной портик, и гипостильный зал или внутренний многоколонный двор египетских храмов, от которых тоже взято внутреннее пространство, но исключительно как источник формирования внешнего образа - через инверсию формы.

Храм в антах является результатом развития темы мегарона -парадного зала, вычлененного из аморфной архаической структуры города-дома-усадьбы.

Внутренний двор и гипостильный зал древнеегипетского храма, более всего внутренний двор с двумя рядами колонн, своими огромными размерами (особенно по сравнению с архитектурой греков), создавали, как и было задумано, образ прекрасного ландшафта. Это заросли тростника, священная роща, внутри которых прятались помещения, строения, жилища богов, гармонизированные в соответствии с древнеегипетскими космогоническими мифами.

Строго говоря, инверсия этой формы не есть продукт самостоятельного творческого озарения греков, а скорее прямая цитата из египетской пространственной модели, примененная к вновь возникшим задачам. Вырванная из смыслового и формального контекста, она дает морфологический ряд греческих храмов: от периптера и до диптера, и храма в антах при удвоении портика.

Традиции раннегреческой культуры, а через нее (отчасти, но также и непосредственно) и малоазийской, гораздо более скрыты. Но они дают третий, и, может быть, основной источник формообразования античного храма. Они проявляются в решении интерьера архаических храмов, где по оси симметрии расставлен ряд колонн-столбов, трактованных как деревья священной рощи, ведущие к алтарю у подножия мирового древа, также изображенного в виде столба (не колоны). Отсюда может проистекать необычная для классической архитектуры трактовка храма Аполлона в Бассах. Если проанализировать характер изображения культовых сооружений минойской и микенской эпох на геммах то и здесь речь должна идти об инверсии формы. Ряд таких изображений позволяет говорить о традиции обстраивания святилища вокруг дерева или деревьев. О ритуале посадки священного дерева внутрь храма или его замене (похожий ритуал зафиксирован на древнеегипетской фреске).

Тогда становится понятна постановка храмов на стереобатах и в три четверти по отношению к главному входу в святилище - это может быть трактовкой их не как строительного объема, а как ландшафтного объекта - все той же священной рощи. В этом случае предельно важно дать увидеть зрителю именно эту пространственную характеристику, объемно и визуально увеличивающую реальный объект. Скорее всего, подобной задачей также объясняется необходимость разработки инструмента оптических искажений -курватур.

Усложнение социальной структуры ахейского общества имело непосредственное отношение к созданию новых пластических форм отображающих традиционную мифологию. В среде ахейских династов в XIV - XIII вв. до н.э. служение Великой богине Земли в отличие от "сценографии", принятой, в существовавшем в это же время родоплеменном сообществе, приобрело иные, гораздо более сложные и пышные формы. Фактически один и тот же культ имел не только разное декоративное убранство, но, что важно, различные места его отправления. Традиционные священные рощи для ахейских архонтов уже не подходили, они теперь обладали самодостаточными пространственными образованиями в виде акрополя (верхнего города), исполнявшего не только функции крепости, резиденции, но и сакральные функции в виде размещенных в них развитых культовых сооружений. Можно предположить перенос сюда моделей или аналогов, замещающих ландшафтные, природные элементы воплощения высших богов.

До сих пор только боги второго порядка имели свои святилища внутри человеческих поселений. Известно, что наряду с домовыми святилищами в XV - XIII вв. до н.э., стали возникать и отдельно стоящие культовые здания, например в Элевсине, на острове Кеосе и в Микенах. И если первоначально эти святилища представляли повтор домовых (например на острове Кеосе это была фактически простая комната длиной 17м. с установленными на платформе терракотовыми изображениями божеств), то в дальнейшем они неизбежно должны были моделировать традиционные места обитания высших богов - священные рощи, деревья, гроты и т.д. Именно такая модель должна была включать в себя по возможности все признаки исходного природного воплощения высшего божества. И уже через нее "тотемный столб" был трансформирован в ионический ордер.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10