Инверсия формы в архитектуре Античной Греции

Великая богиня Земли в ранней греческой мифологии жила повсюду и воплощалась во всех природных формах, она была покровительницей производящих сил природы. У ахеян ее культ пользовался всеобщим почтением и к XIV - XIII вв. до н.э. приобретает сложные и пышные формы. Сцены этого культа отображены на многочисленных золотых перстнях из городов микенского периода.

Опираясь на анализ коллекции гемм и печаток Крита, Эванс упоминает о весеннем празднике, проходившем в полях цветущих лилий - сакральных цветов минойской цивилизации. Участник ритуальных плясок на этом празднике, как видно на фресках из Кносского дворца, носил корону из стилизованных цветков лилии, по форме близких к протоионической капители.

На перстне, найденном в окрестностях Пилоса изображена женщина, возлагающая на алтарь цветок лилии. Многочисленные изображения различных шествий, процессий, танцев, ритуальных сцен свидетельствуют о том, что как в протогреческий, так и в классический периоды сакральным актам уделялось большое внимание. Они должны были принести покровительство богов. Почитание таких божеств, представлявших собой обоготворенные силы природы, сосредотачивалось в местах обитания боги. Такими местами по представлению древних греков являлись самые разнообразные элементы ландшафта - рощи, отдельные деревья, скалы, горы, реки, пещеры. В таких священных местах издревле сооружались алтари и святилища и совершались обряды в честь богов.

На большом золотом перстне, найденном в 1877г в Микенах, изображена богиня, сидящая под священным деревом. В ее руке три головки мака либо три коробочки лотоса, что более вероятно не только по характеру прорисовки, но и по сакральности растения. Мак мог быть использован только как важный "технологический" элемент отправления какого-либо культа в связи со своими галлюциногенными свойствами, в то время как лотос, в том числе в форме коробочки с семенами, обладал важным мифологическим значением и для культуры Древнего Египта - страны лотофагов, и для цивилизаций Малой Азии, и , соответственно для раннегреческой культуры. Вокруг нее четыре женские фигуры, у трех из них, включая фигуру богини в прическе присутствует цветок лилии. Еще у одной (жрицы - ?) в одной руке маленький букетик таких же как и в прическе лилий, а в другой два цветка, судя по прориси, лилии и ириса. Наличие над всей сценой трех космогонических элемента: луны, солнца и "мировой реки" говорит о том, что это сцена какого-то важного обряда, в котором плоды (лотос) и цветы (лилий и ириса) занимают важное мето. А то, что они цветут весной - в начале лета позволяет связать сцену с культом, аналогичному культу Озириса в Древнем Египте.

Пока неизвестно, как именно химера, или тотемный столб, в итоге целого ряда стилистических превращений становится протоионическим ордером. Однако, учитывая сказанное, становится понятным особое место ионического ордера и его отличие в ряду других античных ордеров - под маской драматургии несомых и несущих элементов, т.е. драматургии тектонических сил, характерной для дорийцев, он продолжает сохранять драматургию древних сакральных смыслов минойской культуры.

Основой флористической композиции будущего ордера являются, прежде всего, пальма, а затем лилия и ирис**** - две флористических составляющих основных функций Аполлона -рождения и смерти. Начертания этих растений в вазописи (см.

****Цветок ириса судя по всему был связан с заупокойным культом, в то время как цветок лилии - с весенними праздниками и праздником урожая. Во всяком случае, ожерелье из стилизованных цветов лилии встречается в изображениях жриц и т.н. царя-жреца из Кноса во время весенних ритуальных плясок (по Эвансу) и жертвоприношений Великой богине Земли, т.е. явно не относящихся к заупокойному культу. Однако можно предположить взаимопроникновение и формы и символики этих цветов с созданием впоследствии некоего обобщенного конструкта.

прориси Эванса) не только часто соседствуют друг с другом, но и совмещаются, превращая нижние листья пальмы в изысканные спирали, свойственные изображениям лилии или ириса, а вместо тычинок у цветков появляются стилизованные изображения листьев плюща - еще одного воплощения Аполлона. Сведенные в типологические ряды, эти взаимопроникновения демонстрируют процесс создания химеры - ионического ордера.

***

В основу многих памятников античного искусства доклассического периода легли, по-видимому, сугубо визуальные впечатления дорийцев, постоянно трансформировавших и адаптировавших к своей культуре увиденные формы. Практически речь идет о непрерывном процессе создания орнамента - плоского, объемного, пространственного, когда скрытые смыслы уступают место декоративной форме. Заимствуя из трех культур -раннегреческой, малоазийской и египетской - многочисленные образцы работы с формой, рассматривая их исключительно как набор формальных приемов, демонстрирующих ремесленное мастерство, греки были заняты постоянной их переработкой. Иная, чуждая пластическая культура явилась необходимым толчком к самостоятельному формотворчеству. Строго говоря, содержание формы никогда не было интересно грекам как архаической, так и классической эпохи. Это было прерогативой более поэтических культур. Скорее всего греков интересовал один вопрос: что можно еще сделать с данной формой, каким образом из нее можно извлечь максимальное    разнообразие    вариантов.    Превращение второстепенных элементов в главные, материализация пустот внутри формы, превращение смысловых рядов в ритмические, в гармоники - вот приемы, из которых рождалось античное искусство Греции.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10