Инверсия формы в архитектуре Античной Греции

Таким образом в случае с ионическим ордером изначально имеет место система, основанная на сложносочиненном знаке, являющемся суммой мифологических понятий, в свернутом виде представляющая целостное сообщение, где каждый элемент находится в строгом смысловом взаимодействии с остальными. Уже эта первичная система подвергается трансформации через другую, ордерную, предлагающую принципиально иную драматургию -драматургию не мифоло-гических, а тектонических понятий.

Чрезвычайно интересная иллюстрация использования уже классической ионической колонны, которая выступает практически в качестве алтаря, являясь пьедесталом для жертвенного треножника. На стволе колонны закреплены тотемный череп быка, у основания растет цветок лилии, а рядом сидит, вепроятнее всего Аполлон.

Разумеется, эта драматургия в конечном итоге проявляется не только в колонне, но и в пространственной модели античного храма. Логика начертания ионической капители достаточно определенно говорит о первоисточнике ее формообразования. Божества раннегреческой эпохи в основном родом из малой Азии, и это божества, в первую очередь, растительного мира: урожая, деревьев, цветов. Они не просто связаны с конкретными растениями, они и суть эти растения. Наиболее важным для всей античной средиземноморской культуры, и для минойской в том числе, был культ Аполлона, пришедший из Малой Азии. Именно Аполлон, известный под множеством имен, был покровителем защитников Трои, его святилища имели широкое распространения на островах Эгейского моря. Главным растением Аполлона была, прежде всего, пальма, под которой он был рожден вместе со своей сестрой-близнецом Артемидой. С тех пор пальма считается его священным растением. Кроме того, с именем Аполлона сопряжены лавр, дуб, кипарис, маслина, плющ - растительная "составляющая" этого божества весьма разно­образна. Это связано со многими   сакральными функциями Аполлона, но среди них есть несколько основных: прежде всего это бог, соединяющий небо, землю и подземный мир. Это бог, соединявший в себе рациональную ясность и стихию эмоций: он врачеватель, отвратитель бед, и в то же время он демон убийств, даже человеческих жертвоприношений. Он предсказатель, музыкант, покровитель искусств и наук.

На поздней стадии развития античной цивилизации фито- и зоо­морфные черты Аполлона станут вторичными, но в доархаический период, и особенно в минойскую эпоху изображение растения означало буквальное изображение бога. Однако многоликость воплощения бога в разных растениях - от пальмы (рождение, жизнь), до ириса (Аид) -приводит к созданию своего рода сложной флористической композиции. В ней сумма "растений Аполлона" становится некоторым образом флористической химерой, которая мыслится как наиболее полное воплощение божества. Этот химерический конструкт несет в себе морфологические признаки разных растений, сведенных в единый масштаб. Более того, он совмещается с зооморфной химерой - сфинксом, также "принадлежавшим" Аполлону, и тогда становится понятно, почему сфинкс в Дельфах был помещен на протоионическую капитель. Однако еще раньше, в доархаическую эпоху, сфинкс восседает на вершине пальмы - священном дереве Аполлона (см. прориси Артура Джона Эванса).

Позднее некоторые сакральные функции Аполлона переходят к другим божествам, как правило второго порядка. К этим функциям относится функция вестника богов, теперь вестником Зевса и Геры становится богиня Ирис (Iris - сияние, радуга). Водой из подземной реки Стикса, которую она приносит в золотой чаше на Олимп клянутся боги, и эта вода, освященная клятвами богов, выпадает на землю в виде дождя, прорастая затем цветами ириса. Таким образом осуществляется связь трех миров - Неба, Земли и

Скорее всего не случайно очень многие древние светильники имеют форму "ионической колонны", а этот дополнен фигурой, вполне могущей олицетворять Аполлона - бога света.

Аида, связь богов-небожителей и людей. Соответственно цветы ириса, капли радуги на земле, знак богов, их послания людям, обладают самодостаточной сакральной функцией.

Необходимо отметить, что растения, не принадлежавшие Аполлону, но важные или популярные в минойской культуре, такие как крокус или папирус, не участвуют в формировании этого конструкта, при том, что на минойских фресках из Акротири сцены с цветком крокуса занимают много места. Это и сцены сбора пестиков крокуса, (шафран) и подношение собранного жрице, и создание орнамента на основе его изображения.

Вместе с тем однозначно утверждать, что протоионическая ордерная композиция посвящена исключительно Аполлону, или сходному божеству, было бы некорректно. Скорее всего, здесь нашли воплощение и другие божества минойского пантеона, о которых пока еще мало что известно. Однако основой, скорее всего, является культ Аполлона, или тождественного ему божества, например одно из воплощений Великой богини Земли.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10