Инверсия формы в архитектуре Античной Греции

Изображения цветущих красных лилий встречаются на многих минойских фресках и значительно чаще ирисов. Причем эти фрески как правило располагались в парадных помещениях, таких как "тронный"зал Кносского дворца.

Сама конструкция цветка ириса с его трехлучевой симметрией позволяет наиболее эффектно и, что более важно, узнаваемо изобразить его в чистый профиль. Цветок лилии для этого необходимо несколько трансформировать, что видно по ряду изображений на фресках с Крита, соотнесенных с ювелирными украшениями в виде цветка лилии.

Изображения цветов лилии и пальмы, близкие по графической трактовке с протоионической капителью, встречаются не только в вазописи, но и в более древних фресках Крита - изображение так называемого "царя-жреца", около 1500г. до н.э. из Кносского дворца.

Наиболее почитаемой у ахеян была Великая богиня, покровительница производящих сил природы. Как пишет Т.В.Блаватская "служение ей в среде ахейских династов к XIV - XIII вв. приняло весьма сложные и пышные формы, как показывают сцены на золотых перстнях из Микен, Пилоса, Амикл и слоновокостная статуэтка из Микен. Некоторые черты этого ритуала могли быть заимствованы ахейскими анактами с Крита."

Поскольку ахейская знать имела самодостаточную пространственную организацию в виде укрепленного города -акрополя (верхний город), содержащую не только функции жилого поселения, обороны, царской резиденции, но и сакральную функцию в виде развитых культовых пространств, можно предположить перенос сюда моделей или аналогов, замещающих ландшафтные и природные элементы воплощения высших богов. Среди главных элементов должны были быть смоделированы священные рощи и священные деревья, пещеры и гроты. Но как любой искусственный элемент, такое пространственное изображение или обозначение, например, священного дерева, должно было включить по возможности все природные элементы воплощения верховного божества.

Это одна из возможных гипотез. Хотя уже у минойцев

часто встречаются декоративные элементы, практически представ­лявшие собой прото-ионический ордер. Возможно было прямое заимство-вание уже отработанной формы тотемного столба со знаком божества.

Образец такого элемента можно наблюдать на фреске из Теры, посвященному морскому празднику. На корме самого крупного корабля располагается кабина (ikria), у которой столбы, поддерживающие балдахин, украшены навершиями в виде стилизованного цветка лилии. Эти навершия чрезвычайно напоминают протоионическую капитель. Особенно любопытно то, что покрытия кабин не опираются на эти"капители", они прикреплены непосредственно к стойкам. "Капитель" здесь не обременена тектоническими задачами - ее атектоничность демонстративна. Размещение в таких кабинах исключительно жриц говорит о важностит и смысловой нагруженное™ их убранства. Судя по этим украшениям, а также по украшениям бушприта корабля, в виде четырех "золотых" цветов разного вида и мачты, в виде сложной флористической композиции на основе цветка лилии, это корабль главной жрицы. Скорее всего, и орнаментальные мотивы этих украшений имеют особое смысловое значение в минойской культуре.

Мотивы украшений корабельной кабины (ikria) и топа мачты повторяются во фресках с изображениями целого ряда таких кабин. В части цветочных гирлянд, их украшающих, повторяется тот же самый изобразительный мотив. Этот же мотив очень часто встречается в украшениях в равной степени мужских ("царь-жрец" из Кносского дворца) и женских, как в ритуальных так и в бытовых сценах. Такая форма украшений из нанизанных цветков лилий, гирлянд, встречается в Древнем Египте, в том числе в рельефах и фресках изображающих лучи, исходящих от солнца - Ра.

Великая богиня Земли по вере раннего грека жила повсюду и воплощалась во всех природных элементах. А второстепенным богам, связанным непосредственно с повседневной жизнью людей, сооружались подобные человеческим жилища. Обычно это были небольшие помещения с алтарем, на котором располагались сакральные предметы. Ритуалы, посвященные высшим богам, и их воплощения в сакральных предметах в этих небольших помещениях, естественно, не могло быть.

Вполне очевидно, что "ионическая" колонна и, в частности, ее капитель могут трактоваться не столько как составной конструктивный элемент, а скорее (как и в соседней с раннегреческой Египетской культуре) как тотемный столб, исключительно символическая композиция, составленная в основном из флористического материала, который и сам имеет важное символическое значение. Учитывая близость Древнего Египта и

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10