Инверсия формы в архитектуре Античной Греции

Замечание о святилище, сложившемся ВОКРУГ священного дерева, позволяет по новому отнестись к многочисленным изображениям деревьев, как-бы растущих на сооружениях, или высаживаемых на их кровлю. В большинстве случаев таких изображений вероятно речь идет все-таки о деревьях растущих ВНУТРИ сооружения, или высаживаемым ВОВНУТРЬ таких сооружений. Действительно, более чем очевидно, что то, что

впоследствии станет собственно храмом, первоначально являлось только внешним оформлением священного дерева или группы деревьев. В первом случае это сооружение близкое к квадрату или к известному типу круглого античного храма - толосу (фолосу), во втором случае - это вытянутое прямоугольное сооружение (его форма возможно связанна с типом ритуального шествия). И в том и в другом случаях в их декоративном оформлении используются протодорические колоны (критский тип) как конструктивный элемент. Отсюда можно вывести соотнесение протоионической и протодорической колонн как смыслового и тектонического элементов и их место в семантической структуре храма вплоть до античных образцов.

Иногда декор такого "внешнего протодорического оформления" дополняется стилизованным изображением рогов. А внутри святилища помимо дерева изображены либо алтари, либо тотемные столбы, по прорисям более точно судить об этом невозможно. Во всяком случае эти рассуждения заставляют пересмотреть гипотезу об источниках формирования древнегреческого храма, не только расширив их количество, но и пересмотрев их иерархичность. К этому же ряду относятся и тип изображений со священными рощами, явно имеющими архитектурно оформленные ограждения. В таком случае раннегреческий храм (или может быть уже храмовый комплекс, включающий целый ряд сакральных элементов) представляет собой не просто архитектурное сооружение, вмещающее статую божества, но "свернутую" модель священной рощи.

Минойские святилища являются объектами, которые напрямую могли быть использованы в античной Греции после темных столетий. Традиции тем более близкой, что она не прерывалась на архипелаге.

Во внутренних световых дворах Кносского дворца были найдены большие сосуды с остатками высаженных в них растений, скорее всего небольших деревьев. А на печатках можно различить изображения высаженных в сосуды каких-то священных растений, в одном случае они напоминают деревья, в другом - цветы, похожие на лилии.

Например на ониксовой печатке их гробницы Vapheio такое высаженное в сосуд растение поставлено на круглый столик - алтарь (?), и рядом с ним изображены два тотемных животных (химеры на основе морского конька) с ритуальными сосудами в руках.

Интересно, что изображения лилии и ириса служат основой для иероглифов, что ставит эти растения в один ряд с важнейшими атрибутами раннегреческой культуры.

В этой связи резонно вспомнить и соотнести наиболее популярные мотивы росписей минойской керамики, где основными темами были морская фауна и изображение растений.

Если внимательно всмотреться во флористические мотивы вазописи, то становится ясно, что наиболее популярны были изображения пальмы, лилии и ириса - судя по всему тотемных растений этой культуры. Характер стилизованного изображения пальмы и цветков лилии и ириса чрезвычайно схожи с построениями протоионических капителей. В некоторых случаях сходство этих композиций и "ионической" капители оказывается практически идентичны. Такого рода флористические композиции изображены как на многочисленных вазах раннегреческой культуры, так и на более поздних греческих. Например, на амфоре из Мелоса (625 - 620 гг. до н.э.) и в росписи родосского блюда из Камироса (остров Родос, конец VIII в. до н.э.).

Из всех цветов, произрастающих на островах, в большей степени на роль сакрального цветка в "ионической" капители подходят лилия и ирис, строго говоря не принадлежащий к лилейным***. В мифологии гомеровской эпохи, а скорее всего и более древнейцветку ириса отведено значительное место. Вполне очевидна его принадлежность к культу мертвых - ведь именно в полях цветущих ирисов бродят души умерших в Аиде.

***Дикорастущие формы цветов во времена минойской культуры и современности ничем не отличались друг от друга. Из растений, относящихся к формированию образа ионической колонны, наиболее важными являются ирисы и лилии. Ирисы, растущие на архипелаге, относятся к виду, предпочитающему каменисто-песчаные засушливые земли. Его цветы имеют бело, желто-голубую окраску, стебли высотой до 50 см. и время цветения с начало - середина мая - до июня. Лилии, красная, желтая наоборот растут на плодородных почвах, их стебель достигает большой высоты - до 80 - 120 см, время цветения - начало - конец июня месяца. Вполне возможно, что эти особенности послужили причиной их принадлежности тому или иному культам.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10