Игровая составляющая в дизайне и архитектуре постмодернизма

Н. Васильев

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительскими формами). Играет важную роль в воспитании, обучении и развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным.

(Советский Энциклопедический Словарь, МЛ980)

Игровая составляющая в дизайне постмодернизма.

Искусство постмодернизма ориентировано на решение сугубо практических проблем. В этом проявилась его главная связь с модернизмом, провозгласившим функциональность искусства. Но искусство постмодернизма приобрело, в отличие от модернизма, совершенно особые черты. Никто не может точно сказать, что такое постмодернизм, настолько он многолик. Мы его понимаем как три разных течения, и попытаемся очертить на примере использования игровых элементов.

Можно выделить массовые художественные предпочтения в США (стране, которая является крупнейшим рынком массовых товаров и, соответственно, неплохим индикатором) применительно к соответствующим группам населения: 1) Так называемые «W.A.S.P.» (от White Anglo-Saxon Protestant - старая элита, консерваторы и преимущественно республиканцы, предпочитают нео ар деко, как «старый-добрый» стиль; 2) «Яппи»'- поколение элиты, возникшее после войны, демократы. Это финансовые воротилы с Уол-Стрит, занимающиеся юриспруденцией, высокотехнологичным бизнесом, предпочитающие интернациональный стиль»; 3) «бобуины» - это самая молодая элита, появившаяся из мира высоких технологий в конце 80-90-х гг., отдающая свои предпочтения постмодернизму.

Поп-арт и поп-дизайн позиционировался, прежде всего, как искусство понятное и доступное всем, ставши крупнейшей волной массового искусства и дизайна, ориентированных на тех, кто не хочет понимать авангард и модернизм или просто недостаточно интеллектуален для этого. Был реакцией на послевоенный функционализм в Европе и недостаточно либеральный ар деко в США. Мировоззренческие предпосылки для его возникновения были заложены сюрреалистами, впоследствии развиты концептуалистами. Поп-дизайн привлекал уникальным сочетанием нескольких идей: ориентацией на удовлетворение потребностей конкретного человека, связью с модой, отказом от догм функционализма Браун-стиля с одной стороны и большей, нежели предлагал Ар Деко, либеральностью. Обложки пластинок Битлз и Роллинг Стоунз требовали совсем иного оформления, чем Луиса Армстронга или -Элвиса Пресли. Также яркий и быстро меняющийся поп-дизайн был явно выгодней с рыночной точки зрения, чем почти не меняющийся функционализм, ибо «поп» дал возможность продавать одно и то же по несколько раз - используя фактор моды.

Комиксы, Мэрилин Монро, консервированные бобы, а чуть позже Битлз, Роллинг Стоунз и движение хиппи - всё это символы, ставшие популярными и понятными самостоятельно, но безусловно запомнившиеся многим и как символы эпохи поп-арта и поп дизайна.

Архитектурный раздел Венецианской биеннале 1980 г. -«Присутствие прошлого» - разными способами объявил о крайностях постмодернизма как глобального явления» -констатировал историк современной архитектуры К. Фремптон ([12] с.448). Вслед за ним и наши исследователи назвали постмодернизм «ностальгией по прошлому» или «ренессансом консерватизма». «Нет нужды доказывать, что аргументы консервативной идеологии в преображенном (а то и в прямом) виде отражаются в системе аргументации и концепциях архитектурного постмодернизма» -писали А. В. Рябушин и А. Н. Шукурова в книге «Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада» в 1986 году ([9], с. 9). После этого уже прошло немало лет и стали очевидны новые аспекты постмодернизма, проявившиеся не только в архитектуре, но и в дизайне.

Характерной чертой современности стало не просто сближение дизайна с архитектурой, но даже прямая замена одного другим. Тиражирование модульных элементов, их свободная перестановка с места на место и дальнейшая отделка дизайнером - сейчас норма. Дизайн во многих случаях подменяет собой архитектуру. Сам же он дифференциирован до бесконечности. Одни художники занимаются только интерьером, другие, только наружной рекламой или освещением. Работа же над изделиями, тиражируемыми в промышленных масштабах, развернулась во множестве отдельных профессий. Казалось бы, прошло время, когда каждый зодчий делал свой стул как эталон мебели и дизайна. Тем не менее, произведения «классиков» постмодернизма влияют на все сферы творческой деятельности архитекторов и дизайнеров.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6