Грани современного дизайна. «Дизайн-2004» на страницах журнала Newsweek

Е. Посвянская

То, что Newsweek предлагает своим читателям под заголовком «Дизайн-2004», - это, на первый взгляд, авторитетный обзор проблем современного дизайна. Преподнесенный в обычной для журналистов импрессионистской манере (сочетающей качество информации и видимую непредвзятость оценок с эффектной подачей материала). При ближайшем рассмотрении, однако, ряд очерков, объединенных шапкой «Дизайн-2004», затрагивает вовсе не проблемы «современного дизайна». Скорее, это попытка объяснить себе и читателю, что такое дизайн вообще.

Начав с представления экспертов в области дизайна, NW сразу вслед за этим демонстрирует целую «витрину» артефактов и их создателей, от мебели четы Имз до канцелярских принадлежностей Рашида, от Ричарда Сэппера и его ноутбука до пластикового кресла «Призрак Людовика» Филипа Старка, от архитектуры «плотоядных розочек» Фрэнка Гэри до зубной щетки «Рич». Этот перечень вещей и имен продолжается и в последующих очерках, только взятый уже не «средним», а «крупным» планом: универмаг «Таргет» (Розничная торговля), частный дом в Сиэтле (Дом), дизайнерский колледж в Пасадене (Образование), фирма «IDEO» (Дизайнерская фирма) и т. д. Все это, как можно убедиться, - не о дизайне, а вокруг дизайна, -хитрая сеть фактов, с помощью которой предлагается уловить «дизайн» как таковой.

Примерно так же мог бы выглядеть научно-популярный проект «НЛО-2004». Вероятно, он начинался бы словами: «Они уже среди нас...».

1. «Дизайн» - существительное

«Дизайн — способы, которыми мы -заставляем вещи смотреться, восприниматься и использоваться - переходит от чистой эстетики к реальности» (Newsweek).

Парадокс в том, что дизайн как вид художественной деятельности, изначально обслуживающий массовое производство и массовый же спрос, никогда не пребывал в сфере чистой эстетики, в «башне из слоновой кости». Видимо, в современном западном мире понятие «дизайн» все больше отождествляется с искусством, с деятельностью художника, который, обслуживая рынок, остается, тем не менее, художником, и ценность, которую он сообщает вещам

- это художественная ценность. В этом смысле, границы между дизайном и современным искусством практически не существует.

«Дизайнеры наших дней, кажется, устали от тенденциозности, не так склонны подавлять нас силой собственной значимости» (Newsweek).

После этого утверждения во вступительной статье, после того, как читатель настроился на «доступность» дизайна, он вдруг оказывается перед лицом «титанов вкуса», экспертов в области дизайна, и тут выясняется, что это...антиквары. Все «новое» и «жизнеутверждающее», если верить NW, получает путевку в жизнь благодаря деятельности музеев.

Промоуторская деятельность музеев современного искусства и дизайна заключается, с одной стороны, в организации выставок, показов, инсталляций, с другой - в проведении ежегодных отборочных мероприятий, таких как «Национальная дизайнерская премия» (Национальный музей дизайна Купер-Хьюитта в Нью-Йорке) и «Дизайнер года» (Музей дизайна в Лондоне). Надо сказать, что проект «Дизайн-2004» во многом опирается на итоги этих конкурсов. К примеру, сеть универмагов «Таргет», которой в NW посвящена большая статья, получила в 2003 году Национальную дизайнерскую премию в номинации «За корпоративные достижения», кроме того, NW упоминает на своих страницах и других призеров 2003 года: Майкла ван Валкенбурга («Ландшафтный дизайн»), фирму ARO («Архитектурный дизайн»), Массимо и Лейлу Виньелли («За личные достижения»).

«Общее представление о независимых культурных дисциплинах сейчас является анахроничным, - говорит Элис Росторн, директор лондонского Музея дизайна. - Границы начинают размываться только сейчас. Нынешнее поколение дизайнеров чувствует себя комфортно, используя лексику мира искусств. Художники, модные дизайнеры и промышленные дизайнеры - теперь друзья. Причины падения барьеров между ними, скорее всего, социальные» {Financial Times).

Осенью 2003 года лондонский Музей дизайна, наряду с вполне академической выставкой «История современного дизайна в доме», провел мероприятие под названием «Представление европейского дизайна» (European Design Show), задачей которого было «отметить самые фантастические и новаторские проекты, появившиеся в Европе за последние два года». Может быть, вдохновившись именно этим примером, NW предлагает своим читателям перейти от обзора музейных экспонатов к выявлению современного дизайна непосредственно в «пейзаже» крупнейших городов. И это вполне отвечает заданному на страницах журнала настроению: «от чистой эстетики к реальности». Но вот несколько примеров того, что именно привлекло внимание авторов проекта «Дизайн-2004».

Продолжение: 1 2 3 4 5 6