Грани современного дизайна. «Дизайн-2004» на страницах журнала Newsweek

Итак, «выразительность архитектуры в сочетании с языком дизайна». И пусть на самом деле речь идет лишь о разных уровнях «дизайна», от «Чайной и кофейной площади» 80-х «Башни» отличает задание, сформулированное более четко: видно, что у руководства «Алесси» уже выработалось представление о том, что именно должен привнести архитектор, мастер крупных форм, в предметный дизайн. Особое внимание «Алесси» уделяет масштабу вызываемых эмоций. В должном эмоциональном масштабе фирменная «архитектурная метафора» - становится качеством чайного сервиза.

В этом смысле, работы Майкла Грейвза для «Таргет» показательны: фирменное «классическое», сведенное до

минимума (симметрия, использование упрощенных веджвудовских форм, цвета - белый, голубой, терракотовый)      в

сочетании с детскими, по сути своей, представлениями о вещах, с одной стороны, о «хорошем дизайне», с другой. Таков и бело-голубой фирменный знак «Майкл Грэйвз дизайн» - домик, каким его нарисовал бы ребенок, С треугольной крышей и квадратными окошками. Такова эмблема сети универмагов «Таргет» - «мишень» из трех кругов.

В проекте журнала Newsweek «Чайные и кофейные башни» «Алесси» представил сервиз Грега Линна, самый сложный во всей серии по замыслу, технологии исполнения, и, видимо, не менее сложный в использовании, с «наивной» аннотацией: «Его дизайн для «Алесси» раскрывается естественно, как цветок, а не как абстракция из киберпространства». Кстати сказать, у Линна, архитектора и дизайнера, максимально использующего возможности компьютерных технологий, все формы, тем не менее, имеют прототипами «пузыри», «капли», «цветы», «пряди», «зубы» и так далее.

Является ли схематическое, «наивное» мировосприятие содержательной стороной дизайна вообще, или только современного дизайна? Во всяком случае, мне кажется, это ключ к пониманию творческого метода современного дизайнера.

3. «Дизайн» - глагол.

«Дизайн - это дисциплина, устанавливающая связи между вещами и способная привнести нечто новое в любую область деятельности» (Дэвид Келли, основатель дизайнерской фирмы IDEO - журналу Newsweek).

IDEO, крупнейшая в Америке дизайнерская фирма (около 500 проектов в год), занимается промышленным дизайном с 1978 года.

Слава пришла к IDEO после создания ныне всемирно известной компьютерной мыши для Apple (1981). Другие проекты: мини-компьютер Palm V; облегающие солнцезащитные очки для Nike; хирургические инструменты; «интерактивные» примерочные для нью-йоркского магазина «Прада»; интерьеры офисов, учебных и медицинских центров, магазинов; проект «Персональное небо» для выставки «Рабочие сферы» в нью-йоркском Музее современного искусства.

Девиз фирмы: «глаголы, а не существительные». Понимать это следует так: процесс важнее конечного продукта, собственно, один процесс - проектирования, - плавно и незаметно перетекает в другой процесс - эксплуатации.

По мысли основателей IDEO, дизайн как дисциплина способен находить рещения любых социальных задач. Поэтому основное орудие дизайнера - общение.

Прежде всего, сбор информации о предмете, который предстоит проектировать. Он ведется по трем направлениям: пожелания заказчика и его нужды (о которых заказчик, возможно, сам не знает), экономическая жизнеспособность проекта и его техническая осуществимость. Разумеется, для получения полной картины, фирма привлекает экспертов из самых разных областей знаний.

На втором этапе в игру вступают собственно дизайнеры. Всю полученную информацию им необходимо «прорисовать» и «проговорить». Поскольку дизайнер ищет решение-образ, ему необходимо визуализировать условия существования этого образа, с одной стороны, в виде схем, с другой стороны, в виде неких аналогов, прототипов. И еще одно: чем больше в результате получено вариантов решения задачи, тем лучше. На сайте IDEO вывешено изречение Лайнуса Полинга: «Лучший способ найти хорошую идею - найти много идей».

И вот кульминационный момент - момент выбора. Чем же руководствуются дизайнеры IDEO в своем выборе? Двумя пунктами: во-первых, максимум информации, во-вторых, максимум комфорта.

Ключевая характеристика современной среды обитания -интерактивность, то есть способность в любой момент включиться в процесс обмена информацией и выйти из него. Так обеспечивается равновесие между максимумом информации и максимумом комфорта. Из проектов фирмы IDEO наиболее показательны в этом смысле два.

Примерочные кабины для нью-йоркского магазина «Прада».

Примерочная кабина выполнена из материала, который может быть прозрачным или непрозрачным, - по желанию того, кто ей в данный момент пользуется. В самой кабине находится компьютеризированное «волшебное зеркало», которое замедляет движение, так что если поворачиваться перед зеркалом, то, оказавшись к нему лицом, можно увидеть себя со спины. Наконец, шкафчик и полка для одежды снабжены сканирующими устройствами, которые считывают данные с ценников и тут же выдают на находящийся рядом монитор всю информацию об этом продукте, включая варианты размеров, расцветок и прочее. Все это позволяет посетителю делать выбор, не выходя из примерочной кабины.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6