Грани современного дизайна. «Дизайн-2004» на страницах журнала Newsweek

Примеры «дизайна на улицах», отобранные журналом

Newsweek, взятые вместе

представляют довольно странный пейзаж. Что ни объект - или музей, или центр искусств- (тоже, можно сказать, «музей» - дом муз). И любой объект - аттракцион. Слово «аттракцион», как мне кажется, достаточно емко определяет то, что авторы в данном  случае  называют

«настоящим дизайном». Аттракцион - «машина удовольствий», где объект постоянно меняется, рождая новые впечатления у зрителей и участников. Аттракцион - сценическая площадка или витрина, сама по себе лишенная каких бы то ни было качеств. Аттракцион -вывеска, рекламный трюк, где объект интересен вроде бы сам по себе, но представляет при этом что-то совсем другое (тема улья, обыгранная в ресторане «Левер Хаус»; тоннель, запрятанный в трубу

- лицо студенческого центра; галерея, одетая в кирпичный фасад старой электростанции).

Можно сказать иначе: пространство музея современного искусства (или дизайна) - это аттракцион, - независимо от того, какие темы оно обыгрывает. И здесь «дизайн как таковой» является центром притяжения в прямом смысле слова (to attract - привлекать). И предметом розничной торговли: в путешествии, которое NW предпринял в поисках дизайна, особое место наряду с музеями, культурными центрами и ресторанами занимают модные бутики Милана и ретро-магазины Лос-Анжелеса.

Магазины дизайна действуют на базе галерей и центров современного искусства. Особняком стоит «Дизайн в пределах доступа» (Design Within Reach) - интернет-магазин эксклюзивной мебели, основанный предпринимателем из Сан-Франциско Робом Форбсом. На сайте DWR, помимо каталога, можно найти биографии дизайнеров и подписаться на «Заметки о дизайне», которые Форбс составляет лично. Как правило, «Заметки» посвящены последним событиям в мире дизайна, но их трудно назвать новостями, эти статейки носят скорее общеобразовательный характер, причем Форбс очень внимательно отслеживает реакции своих читателей и вступает с ними в некое подобие диалога.

Задача Форбса как основателя «Дизайна в пределах доступа»

- отслеживать все сколько-нибудь заметные «дизайнерские» события: специализированные международные салоны, выставки, ярмарки. Кстати сказать, NW практически совсем не упоминает об этой стороне «дизайна представленного». Дело не в том, что эти мероприятия недостаточно зрелищные. Видимо, они слишком специализированные и, значит, недостаточно дизайнерские, если уж речь идет о «дизайне как таковом». Чтобы «дизайн как таковой» был узнаваем, необходим отбор, необходим посредник между производителем и потребителем - эксперт, он же продавец.

Антиквариат, произведения искусства? Рассуждая об одном из своих экспонатов-товаров - бокале для вина, созданном в 1917 году австрийским мастером Йозефом Хоффманом, Мосс говорит: «Дизайнер создает образ того, на что мог бы быть похож мир, если бы был более совершенным. Мне кажется, что для Хоффмана совершенством было создание тончайшего из возможных барьера между губами и напитком - поэтому стекло такое тонкое. Оно требует величайшей деликатности в обращении. Переход от обычного стекла к этому меняет ваше поведение».

Функция, как видно, никуда не уходит и солонка остается солонкой, только более совершенной, способной перевоспитать человека, как бы передавая ему свои качества. Итак, если Мюррей Мосс продает «дизайн как таковой», то, пожалуй (и недаром NW назвал Мосса «королем философов»), этот дизайн - мир идей в духе Платона, бестелесный, но первичный по отношению к миру вещей.

Впрочем, вернее будет сказать, что современный «дизайн как таковой» - это мир патентованных идей.

2. «Дизайн» - прилагательное

«Дизайн - деятельность, затрагивающая любую новую вещь, доступную нашему взгляду или кошельку» (Newsweek).

Теперь можно по-новому взглянуть на тот процесс, который NW называет «переходом дизайна от чистой эстетики к реальности». Специфика дизайнерской деятельности такова, что не может быть большой разницы в способах производства, применяемых технологиях и материалах между авторской, «антикварной» вещью и товаром, попадающим на полки магазинов средней руки. Разница — только в количестве произведенной продукции.

Количество (и, соответственно, цена) определяет, что именно продается: «дизайн как таковой» или некий товар, необходимый в быту и доступный, но, в то же время, обладающий особым качеством - отличным дизайном. Пример такого перевода дизайна из одного состояния в другое демонстрирует американская сеть универмагов «Таргет», получившая в 2003 году Национальную дизайнерскую премию за корпоративные достижения: «Эта премия присуждается корпорации, которая использует дизайн как инструмент для осуществления своих задач и обнаруживает остроумие и проницательность, укрепляя связи между дизайном и качеством жизни в США».

Продолжение: 1 2 3 4 5 6