Грани современного дизайна. «Дизайн-2004» на страницах журнала Newsweek

Нью-Йорк (ресторан «Левер Хаус»). Интерьер ресторана, придуманный Марком Ньюсоном - настоящая «дизайнерская штучка», вмонтированная в здание, ставшее уже историей Нью-Йорка (небоскреб 50-х Левер Хаус). По идее, ресторан - это «улей»: длинный тоннелеобразный вход, «соты» на полу, перегородках и потолке. В то же время, в том, что пространство по форме напоминает корабль, в деревянной отделке стен, в форме мебели читается этакое модернистское ретро. А с «капитанского мостика», отделенного от основного пространства зала и приподнятого над ним, счастливчики могут наблюдать за остальными посетителями. «Это истинно нью-йркское удовольствие - наблюдать за другими людьми», - пишет NW. Кстати, напрямую с рестораном связана другая «дизайнерская штучка», расположенная в том же здании, - сад Исаму Ногучи.

Токио (Мори Тауэр). Пятидесятичетырехэтажный небоскреб Мори, центральное здание нового многофункционального комплекса Роппонджи Хилл в Токио, - настоящий «вертикальный город» в духе ле Корбюзье. Именно так охарактеризовал его Минору Мори, владелец Мори Билдинг - крупнейшей строительной компании Японии,

- и идеолог «нового качества жизни» в Токио (Japan Today). Однако, Мори Тауэр остался бы всего лишь примером качественной, но ничем не замечательной американской архитектуры, если бы Минору Мори не открыл на 52 и 53 этажах нового здания «Музей искусства Мори», - не без участия известных галерей: Тэйт Модерн в Лондоне и Музея современного

искусства в Нью-Йорке (которые Мори спонсирует уже многие годы). Именно то, что на   вершине    небоскреба расположен музеи, и привлекло к Мори Тауэр внимание авторов проекта «Дизайн-2004». Это, вероятно, самый высокий музей в мире, к тому же он имеет собственный вход, оформленный тридцати­метровым усеченным конусом из стекла. И -последний штрих: галереи

музея расположены рядом с панорамой Токио, причем входной билет на панорамную площадку входит в стоимость посещения музея. Похоже, вид Токио с птичьего полета - это один из экспонатов «Музея Мори».

Чикаго (студенческий центр Илинойского Технологического Института). Студенческий центр звездного архитектора Рема Кулхааса «вырос» не на пустом месте, а в сердце студенческого городка, построенного 70 лет назад по проекту другой «звезды» -Миса ван дер Роэ. У NW при обращении к проекту Кулхааса особый интерес вызвала стальная труба, как бы лежащая на крыше одноэтажного центра, - труба, в которую спрятан железнодорожный мост. Действительно, линия железной дороги, проложенная прямо над участком студенческого городка, создала в свое время полосу отчуждения, по одну сторону которой оказалось общежитие, по другую - учебные корпуса. Кулхаас использовал именно эту полосу отчуждения для строительства студенческого центра: в основу плана здания легли дорожки, протоптанные студентами от общежития к аудиториям, - так были созданы «улицы, площади, другие элементы городской среды в миниатюре». Труба же у Кулхааса - не просто шумозащита, а (по его собственным словам), - главный элемет его замысла. И—при входе - стеклянный портрет Миса на всю высоту здания.

Париж (Токийский дворец). Центр современного искусства, открытый для посещения круглые сутки, сам себя именует «городом» современного искусства. NW, в свою очередь, охарактеризовал его как «современное выставочное пространство». Это «пространство» создали архитекторы Анна Лакатон и Жан-Филипп Вассаль в западном крыле Токийского дворца -выставочного павильона, построенного в 1937 году для всемирной выставки. В его восточном крыле в настоящее время находится

Музей современного искусства Парижа. Новый центр-«город», в отличие от него, не имеет постоянной экспозиции: менее половины его залов используется под временные выставки, остальное -магазины, мастерские, ресторан и бар, сценические площадки. Это новое пространство без каких бы то ни было качеств - голые стены, голый бетонный пол - живет в монументальной, украшеной скульптурой «скорлупе» старого здания. Вы можете красить его в любые цвета, завешивать постерами, затягивать колючей проволокой, освещать китайскими фонариками. Это такое пространство, которое можно наполнить множеством артефактов, или само превратить в артефакт - ненадолго.

Лондон (галерея Тэйт Модерн и танцевальный центр Лабана). Электростанция 1910-х годов, расположенная на берегу Темзы в историческом центре Лондона (напротив - собор св. Павла, рядом - реконструированный театр «Глобус») переделана шведскими архитекторами Херцогом и де Мероном в галерею современного искусства: в кирпичную «антикварную» скорлупу «врезано» новое здание с семью уровнями, стеклянным потолком, надстроенном над центральным залом и полностью замененным стальным каркасом. Другой проект Херцога и де Мерона в Лондоне, привлекший внимание NW - танцевальный центр Лабана, который жители Делфорда окрестили «зданием-радугой»: днем это светящийся разными цветами предмет с темными квадратами окон, ночью тоже светящаяся, - но уже всеми окнами, так, что видны фигуры танцоров, -витрина.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6