Форма и контрформа

Древнегреческая ордерная система - это Форма-канон, пропорция, служившая моделью построения храма. Овладевая пропорцией, древний зодчий овладевал и методом строительства, поскольку пропорция в контексте той культуры несла в себе предметные и смысловые значения самого храма; она была программой всего процесса возведения здания, притом не только в технологическом, но и в духовном и ритуальном смысле.


Именно потому, что "божественная пропорция" была органической частью культа, она выступала и как "закон красоты" в античной культуре, но никак не наоборот, то есть не в силу якобы присущего "золотому сечению" объективного, природного свойства быть "законом красоты". Отрыв от культуры, от целостного контекста конкретной художественной системы превращает пропорцию в формальный приём, который, поскольку он существует в ореоле достижений человеческого духа, является хорошей пищей для эпигонов и фальсификаторов художественности. Художники Возрождения и высокого классицизма использовали "золотое сечение" не эпигонски, а как одно из средств диалогического контакта новой европейской культуры с античной.


Плоская, вульгаризаторская, натуралистическая трактовка художественных пропорций в духе законов природы и физиологических особенностей зрения порождена в конце XIX -начале XX века экспансией позитивистских методов в эстетику и искусствоведение. Наивная вера ученых-дилетантов в мистические свойства "золотого сечения" доходила до того, что предпринимались трудоёмкие обмеры рам тысяч полотен живописи для получения достоверных статистических данных, подтверждающих версию о том, что художники отличаются от всех остальных людей повышенной чувствительностью к "основному закону красоты". К сожалению, такое плоское понимание, относящее художественность к свойству реальных объектов физического мира, оказалось поразительно живучим даже среди критиков и искусствоведов, а не только дилетантов-ценителей.


Культура в целом выполняет проектно-моделирующую функцию по отношению к материи бытия. В художественном произведении культура моделирует и проектирует себя. Художник -внутреннее око культуры, общественное самочувствилище.


В отличие от других видов творчества, например научного (я имею в виду негуманитарные науки), строящего предметное знание (т.е. знание об идеальном объекте науки, вполне определённом, строго очерченном, специально сконструированном для точного, строго объективного описания), художественное творчество можно определить как живую методологию культуры, так как оно создаёт не предметное знание, а проблематизирует культуру, формирует способы видения мира, стиль самосознания и поведения человека в культуре. Стиль, благодаря культурной коммуникации, проникает во все отрасли культурного творчества - в науку, технику, дизайн и архитектуру. В этом смысле художественное творчество, скорее, дарит миру законы красоты, чем подчиняется, следует уже заданным законам.


Если рассмотреть принцип "форма в Форме" с точки зрения методологии проектирования, то, во-первых, нужно выделить процедуру остранения, т.е. изоляции объекта проектирования: "форма в Форме" - это объект в "рамке". Эпоха Возрождения, от которой ведет отсчет проектная культура, начала с того, что вставила себя в рамку античной Формы. Тем самым осуществилась изоляция объекта, необходимая для свободы проектного воображения. Во-вторых, следует назвать процедуру идеализации: остраненное пространство есть пространство идеальной Формы, красоты. Таковой для Ренессанса предстала греческая древность. В этом пространстве происходит совмещение реального объекта и идеальной Формы. В-третьих, встреча формы с Формой происходит, как короткое замыкание и вспышка света, в которой сгорают относительное время и пространство объекта и проявляется вечность и бесконечность (озарение замысла). Это сведённая в точку культура, сжатый в мгновение исторический опыт человечества - взрыв энергии бесконечно плотного вещества как ослепляющая Красота.


В "точке" содержится всё прошлое и всё будущее произведение. В ней возникает проектный образ мира. Дизайнер всё время возвращается в "точку", чтобы застать мир в момент его рождения из ничего, в котором исчезло конечное время и пространство -атрибуты реального мира. Возвращение в точку - это стремление преодолеть материал объекта (извечная борьба художника с материалом!). Но дизайнер не хочет уничтожить материал, он желает его художественно преодолеть. Об этом писал М. Бахтин: "Громадная работа художника над словом имеет конечною целью его преодоление, ибо эстетический объект вырастает на границах слов, границах языка как такового; но это преодоление материала носит чисто имманентный характер: художник освобождается от языка в его лингвистической определённости не через отрицание, а путём имманентного усовершенствования его: художник как бы побеждает язык его же собственным языковым оружием, заставляет язык, усовершенствуя его лингвистически, превзойти себя самого" (5, с.49). "Возвращаться" приходится потому, что преодоление происходит в "рамке", и материал преодолевается не весь, он "вываливается" за рамку - в конечное время и пространство. Поэтому процесс художественного формообразования происходит не только точечно (как вспышки квантов света), но и протяжённо во времени и пространстве (как световая волна).

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19