Форма и контрформа

Когда процесс сведён в точку, тогда устранены все различия между "эстетиками" и есть лишь одна сплошная и нераздельная самоцелостность, существующая в вечности. И эта точка нахождения в вечности рефлективно присутствует (должна присутствовать) на всём протяжении процесса формообразования произведения, происходящего во времени и в различенности типов эстетической рефлексии.


Эстетическая рефлексия и есть собственно "рамка", или художественная форма произведения, которая в эстетике завершения рефлектирует самою себя. Это особый тип бытия искусства, когда оно всё - в своей форме как способе художественной организации, оформления и выражения содержания. Предметом эстетической рефлексии может быть и материал и смысл, но рефлектирует форма, а в эстетике завершения форма рефлектируется формой.


Задача методологии формообразования - непрерывное распредмечивание, а её сверхзадача - высвобождение творческого духа посредством изобличения его к собственной свободной стихии. Методология кончается там, где она пытается сконструировать какой-либо окончательный метод, та как в этом случае происходит натурализация методологии и умерщвление мышления в искусственно сконструированной "машине" для производства интеллектуального продукта. По отношению к "методам" задача методологии должна быть критическая, высвобождающая: ориентация не на консервацию метода, а на расширение проектного сознания, виденья. А для обеспечения культурно-исторической динамики способов проектного виденья методология выполняет функцию непрерывного погружения сознания в рефлексию. Метод -это то, что отбрасывается при переходе на качественно новый горизонт проектности. И если говорить именно о развитии, то есть о непрерывном движении вверх к новому горизонту проектной культуры, то процесс этот носит (не может не носить) характер ступенчатого повышения интенсивности. В проектном творчестве методология имеет смысл, если она участвует в интенсивном процессе. В противном случае создаётся "экстенсивная методология" (химерический вариант методологии). Она основывается на культе какого-либо определённого метода как точки на горизонтали, на "прельщении методом" как конечной опредмеченностью и натурализованностью методологии.


В связи с этим уместно вспомнить размышления Тейяра де Шардена о фундаментальном механизме эволюции мирового универсума от возникновения простейших атомов до высших форм коллективного разума. Тейяр выделяет два противоположных и взаимодополнительных процессо-свёртывание и развёртывание, синтетизм и аналитизм, интенсивность и экстенсивность. Суть идеи, пишет он, "сводится к тому простому утверждению, что если универсум с астрономической точки зрения нам представляется в состоянии пространственного расширения (от ничтожно малого к безмерно громадному), то таким же образом и ещё более отчётливо с физико-химической точки зрения он выступает перед нами как бы в состоянии органического свёртывания к самому себе (переход от очень простых тел к чрезвычайно сложным) - это специфическое свёртывание "сложности" как показывает опыт, связано с соответствующим увеличением внутренней сосредоточенности (интерьеризации), то есть психики... или сознания.... Повторяю, если рассматривать универсум вдоль его оси сложностей, обнаруживается, что и в целом, и в каждой из своих точек он находится в состоянии постоянного органического свёртывания и, значит, интерьеризации. Это означает, с точки зрения науки, что жизнь пробивается всюду и всегда, и там, где она заметно пробилась наружу, ничто не в состоянии воспрепятствовать её довести до максимума процесс, благодаря которому она возникла". (17, с.229).


Интенсификация, согласно Тейяр де Шардену, - это фундаментальнейший закон развития по вертикали как возрастающей концентрации (синтеза) разума за счёт структурной сложности универсума^ Для человеческой деятельности он также справедлив, как и для природы, биосферы, ноосферы и универсума в целом. Интенсивность - это творческая функция синтеза, сосредоточения в малом всё большей и всё выше организованной жизненной энергии - "в молекуле заключено гораздо больше, чем в атоме; в клетке больше, чем в молекулах; в социальном больше, чем в индивидуальном; в математической теории больше, чем в расчётах и теоремах... На каждой последующей ступени комбинации выступает нечто, не сводимое к отдельным элементам..." (17, с.210). Поэтому на каждой последующей ступени, способ сосредоточения, синтеза,  интенсификации  -  качественно  иной,  чем  на предшествующих. Чем выше уровень структурной сложности и организации материи, тем больше способы сосредоточения становятся собственно человеческими, социальными, духовными. А чем дальше эволюция продвигается по пути к разуму, духу, творчеству, тем большая концентрация энергии достигается, возрастая в геометрической прогрессии. "В самом деле, замечает Тейяр де Шарден, - если изучение прошлого и позволяет нам сделать некоторую оценку ресурсов, которыми обладает организованная материя в рассеянном состоянии, то мы ещё не имеем никакого понятия о возможной величине "ноосферной" мощности. Резонанс человеческих колебаний в миллион раз! Целый покров сознания, одновременно давящий на будущность! Коллективный и суммированный продукт миллионов лет мышления!... Пытались ли мы когда-либо представить, что представляют собой эти величины?" (17, с.225).

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19