Форма и контрформа

В пространстве художественного космоса происходит встреча классической и неклассической эстетик и обе выигрывают. Супрематическая живопись К. Малевича стала классикой мирового искусства. Это уже не контрискусство, не "другое" искусство. Это форма, побеждённая формой, напряжённейшей духовной работой эстетической рефлексии, завершающей Домостроительство Красоты. Красота приняла своего блудного сына и простила его. И не надо требовать от Красоты покаяния... Классическая форма тоже преобразилась, пройдя через угольное ушко "Чёрного квадрата".


"Чёрный квадрат" был актом отрицания классической формы и отрицания прошлого. Теперь он сам стал классической формой, сам стал прошлым и умерев в нём, оживает как новая форма в новом дизайне. Новый дизайн снова обращается к Малевичу. Он преодолевает убийственную взаимную критику классической формы и неклассической контрформы, предметного и беспредметного, элитарного и массового, декоративного и функционального...


Маринетти пророчествовал, что скандал, затеянный им, никогда не кончится: "Нам стукнет сорок, и тогда молодые и сильные пусть выбросят нас на свалку как ненужную рухлядь... И чем сильнее будет их любовь и восхищение нами, тем с большей ненавистью они будут рвать нас на куски. Здоровый и сильный огонь Несправедливости радостно вспыхнет в их глазах" (12, с.162). Ни один из футуристических вечеров Маринетти не проходил не освистанным слушателями... Это был настоящий успех. То, что воспринималось спокойно, не считалось удачным. Сегодня неприемлемость художественного события не считается обязательным критерием его успеха. Авангард становится обычным делом, а хороший дизайн совсем не обязательно должен возмущать зрителя. Модернизму уже дважды сорок, а он в музеях и книгах, которые сам же призывал потопить и подпалить. Авангард в обрамлении классической формы - как взаимное признание в любви: ирония истории и иронизирующая форма. Это постмодернизм, ищущий завершающую стилевую форму, как ответ на недоумение модернизма, оказавшегося историей.


"Ответ постмодернизма модернизму состоит в признании прошлого: раз его нельзя разрушить, ведь тогда мы доходим до полного молчания, его нужно пересмотреть - иронично, без наивности, - пишет Умберто Эко. Подход постмодернизма кажется мне похожим на подход человека, влюблённого в просвещённую даму. Он знает, что не может сказать: "Я безумно тебя люблю", потому что он знает, что она знает (и что она знает, что он знает), что это уже написал Лиала. И всё же выход есть. Он может сказать: "Как сказал бы Лиала, я безумно тебя люблю". Вот так, обойдя ложную невинность и чётко сказав, что невинного разговора уже больше не получится, он в то же время сказал даме всё, что хотел, что любит её и любит во времена утраченной невинности. Если дама поддержит игру, она поймёт это как признание в любви. Никто из них не будет чувствовать себя невинным. Оба принимают вызов прошлого, уже кем-то сказанного, чего уже нельзя уничтожить. Оба будут сознательно и с удовольствием играть в иронию. Но оба смогут ещё раз поговорить о любви" (14, с.228).


Новая форма - это эстетическое созерцание любви классической и неклассической формы. "А проявленная любовь к твари созерцается как красота. Отсюда - наслаждение, радование, утешение любовью при созерцании её. То же, что радует, - называется красотою, -любовь, как предмет созерцания - есть красота" (П. Флоренский).


Так, Красотою, творится форма, сопрягающая художественность и проектность в проектной культуре: форма созерцания, постижения и проектирования мира в замысле о его совершенстве.

Литература


1. Аалто. А. "Что бы ответил нам Аалто?" // Декоративное искусство. 1978, №6.


2. Антонов О. Конструирование самолётов и красота. // Техническая эстетика, 1968. №3.


З.Аквинский Ф. Сумма теологии. // Антология мировой философии // М.: 1969.-Т. 1,4.2.


4. Бальзак О. Собр.соч. в 24 томах. //М.: Правда, 1960.


5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. // М.: "Художественная литература", 1963.


6. Гвардини Р. Конец нового времени. // Вопросы философии. 1990, №4.


7. Джонс Дж.К. Методы проектирования. // М., Мир, 1986.


8. Европейский диалог. "Собрание Ленц Шёнберг. Европейское движение в изобразительном искусстве с 1958г. по настоящее время". 7 июля-14 августа 1989г.


9. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна. // Вопросы философии, 1981, №11.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19