Этторе Соттсасс. Эволюция творчества

Д. Юсим

Временем выделения дизайна как вида самостоятельной профессиональной деятельности принято считать первое десятилетие двадцатого века, но более или менее четко дизайн оформляется в независимую профессию лишь в тридцатые годы XX века. Так как история развития дизайна, в современном его понимании, невелика то и исследований этого рода деятельности не так много, как он того заслуживает - и это в то время как дизайн стремительно развивается и расширяет сферы своего влияния практически на все стороны человеческой жизни. В связи с этим, исключительно интересным представляется анализ творчества дизайнера, чей творческий и профессиональный путь начался вскоре после выделения дизайна в качестве самостоятельного вида деятельности и продолжается до сих пор. Более того, его творчество оказало огромное влияние на развитие дизайна во всем мире. Таким пофессионалом является итальянский дизайнер и архитектор Этторе Соттсасс.

После окончания второй мировой войны в Европе на первый план в области дизайна выдвигается Италия, переживающая период бурного экономического и культурного развития. Страна , до войны не отличавшаяся особыми достижениями в этой области, становится одной из ведущих «столиц мирового дизайна». Сплав многовековой итальянской художественной традиции, свойственных итальянцам эстетических пристрастий и черт американского потребительского рынка трансформировался в нечто качественно новое, и вскоре итальянские мебель и мода становятся популярными как в США, так и в Европе - там становится модным носить итальянские костюмы, ездить на итальянских автомобилях. И если в остальной Европе и Америке (куда в военные годы эмигрировали законодатели стиля) во многом продолжали свое развитие традиции Баухауза, то в Италии дизайнеры старались создавать нечто совершенно иное.

В послевоенной Италии, впрочем, как и в довоенной, отсутствовали специализированные школы дизайна, поэтому большинство итальянских дизайнеров были архитекторами. Этторе Соттсасс - один из них.

Этторе Соттсасс родился в Австрийском Инсбруке в 1917 году. Семья переехала в Турин в 1929, так как именно в Туринском Политехническом Институте находился лучший в то время архитектурный факультет, и отец хотел, чтобы именно там учился Этторе Соттсасс, который, хотя и предпочитал занятия живописью, в соответствии с пожеланиями отца поступил на архитектурный факультет. Он получил степень по специальности архитектура в 1939 году и вскоре после этого был призван в армию. Всю вторую мировую войну он провел в югославском концентрационном лагере, «Это было полностью потерянное время» - его слова об этих годах.

После окончания войны Этторе Соттсасс начинает свою профессиональную деятельность, работая в архитектурной фирме отца до своего переезда в Милан в 1946 году. В Милане он оформляет

выставку крафт-дизайна на Триенналле.

На протяжении следующего десятилетия Соттсасс продолжает заниматься живописью, работает для «Домуса», журнала по архитектуре и искусству, ищет свой авторский почерк в дизайне, практикует как архитектор и промышленный дизайнер.

В 1956 году Соттсасс отправляется в Нью-Йорк. Город произвел на него колоссальное впечатление: «Это действительно выглядело Столицей (как в фильме Фрица Ланга 1926 г.): все вокруг носятся, и никто не обращает внимания на шум» - вспоминал Соттсасс - «это было невероятно, но фактически я совершенно изменился». На-протяжении своей месячной поездки Соттсасс должен был создать коллекцию керамики. Но пребывание в Америке растянулось на целый год, в течение которого он проработал в студии американского дизайнера Джоржа Нельсона1, где в большей степени занимался промышленным дизайном, нежели архитектурой.

По возвращению из поездки Соттсасс основывает в Милане собственную дизайн-студию, правда дела в ней идут совсем не так хорошо, как ему хотелось бы. Вскоре после создания студии Соттсасс получает первое предложение от руководителей Туринской мебельной фабрики«Полтронова» поработать консультирующим дизайнером над созданием новой коллекции мебели. Но основные достижения, связанные с этой фирмой, еще впереди, а пока он изготавляет коллекцию керамики и оформление для выставки, которая целиком была посвещена этому древнейшему виду человеческого творчества.

Мебель, сделанная Этторе Соттсассом в этот период времени, очень конструктивна.Примером может служить стол - секретер. Геометричность в построении композиции, сочетание насыщенных цветов: красного, черного, желтого, белого дают основание предположить, что этот предмет интерьера был сделан под влиянием полотен Мондриана.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8