Этторе Соттсасс. Эволюция творчества

Еще одна сторона творчества Соттсасса - целый ряд дизайнерских инсталляций, которые не имели никакого функционального назначения. Суть этих композиций -философские размышления автора о жизни и творчестве. Практически все эти композиции выстраивались на природе и, запечатленные на фотографии, вместе с эскизами автора, составили целую книгу с красноречивым названием «Метафоры». Название очень точно отражает суть этих работ архитектора-дизайнера. Эскизные рисунки, выполненные Соттсасом для этих инсталяций, предельно лаконичны. Только основная идея - и не более. Композиции воплощены из простейших материалов: картона, бумаги, деревянных реек и веревок, но основная их составляющая - природный ландшафт, который может служить и фоном, и основным элементом композиции.

Недавно в Москве в «Stella Art Gallery» искушенному зрителю была предложена к рассмотрению коллекция «Искушение», представлены были предметы, сделанные Этторе Соттсассом для Клето Мунари, который вдохновил дизайнера на работу в совершенно новой для архитектора и дизайнера области малых форм. «Искушение» - это коллекция ювелирных изделий, изготовленная в 2002 году в 10 экземплярах. Коллекцию составляют 32 предмета из золота и полудрагоценных камней. На сегодняшний день осталось только 4 экземпляра коллекции, остальные приобретены в музейные и частные собрания.

В представленной коллекции ювелирных изделий, несмотря на то, что работа с малыми формами - это нечто новое для архитектора, принципы работы с материалом остались неизменными. Основы построения композиций едины и для архитектуры, и для мебели, и для ювелирных украшений. Во всех предметах можно наблюдать легко узнаваемый, к этому времени уже окончательно сформировавшийся стиль Этторе Соттсасса.

Как и в большинстве работ этого мастера основа построения композиции представляет собой сочетание простых форм, оттенков цвета золота - белого и желтого, а так же контрастное сочетание золота и полудрагоценных каменей. Но не все элементы коллекции таковы, и было бы удивительно, если бы это было так. Некоторые ювелирные изделия, например, серьги из желтого золота своей «беспорядочной» структурой, создающей впечатление произвольно изогнутой проволоки, контрастируя с кольцами, колье и сережками, имеющими четкую геометрическую композицию, вносят в коллекцию ту самую долю свободной игры, которая свойственна всем работам этого мастера. Но контраст геометрии со свободными формами присутствует не только в рамках всей коллекции, но и в ряде отдельно взятых предметов. Таковы например, серьги чью композицию составляет простой брусок золота в сочетании с произвольно изогнутой золотой проволокой. Таким образом, стиль Соттсасса легко узнаваем как в крупных, так и в малых формах.

Начиная с 1985 года, со времени основания "Ассоциации Соттсасса", он очень много работает, как практикующий архитектор. Эта сторона его творчества заслуживает отдельной статьи. Стоит отметить лишь, что и в архитектуре он использует те же принципы построения композиций и яркие цвета. Его работы могут нравиться или нет, но они не оставят вас равнодушными.

' Джордж Нельсон - известный американский дизайнер, архитектор, критик и теоретик дизайна. В 30-е годы занимался архитектурной критикой. Редактировал журнал (Architectural Forum» (1935-44). В 1947 году открыл собственное дизайн-бюро. Проектировал осветительную арматуру, часы, мебель, упаковку, занимался выставочным дизайном. Автор дизайна Американской национальной выставки в Москве (1959). Как публицист и теоретик дизайна получил международную известность в 50-е. Его основная книга «Проблемы дизайна» (1957)

2. В. Глазычев «Оливетти - меценат дизайнеров», Декоративное Искусство, 1967. №9.

3. «Compasso d'Oro» - ценный приз, пресуждавшийся с 1954 года Миланским домом Ля Ринасценте (La Rinascente) и журналами «Domus», основанным Дж. Понтии в 1928 году, и «Casabelle» (1929), которые поддерживали экономически современный итальянский дизайн и предоставляли ему теоретическую платформу. В этих журналах обсуждались новейшие европейские разработки, а издатели позже стали влиятельными дизайнерами.

4. С. Михайлов «История дизайна», Том 2, Союз дизайнеров России, Москва 2003, стр.274.

5. С. Михайлов «История дизайна», Том 2, Союз дизайнеров России, Москва 2003, стр.278.

6 С. Михайлов «История дизайна», Том 2, Союз дизайнеров России, Москва 2003, стр.288.

7 Barbara Radice «Memphis». Thames and Hudson. 1974, №2.

8 Этторе Соттсасс «Потому что опоздал самолет», «Декоративное Искусство", 1974, №2.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8