Этторе Соттсасс. Эволюция творчества

предложенного мастером —что мир воспринимается человеком прежде всего через ощущения. И именно ощущения зрителя или потребителя, прежде всего, проектировали в своих работах авторы «Мемфиса». «Я-^щиот, —говорит Сотсасс, —и я всегда говорил, что все проблемы человечества сводятся к следующему: пить, есть, заниматься сексом, спать, и чтобы так продолжалось бесконечно. Мир - это пространство чувственного восприятия. Я не говорю о видимости, я говорю об отношении. Мировая культура сегодня тесно связана с американским представлением о комфорте. В настоящее время, а также на долгие годы вперед, человечество будет стремиться к земному комфорту. Под комфортом подразумевается тепло, прохлада, удобство, свет, тень, воздушные перелеты, пространства Полинезии или Аляска. Наличие денег означает возможность чувственного восприятия, а не власть. Чувственность разрушает идеологию, она анархична и субъективна; и принимает в расчет права потребителей и потребление, она не зависит от морали, она открывает новые возможности».7

Еще одной характерной чертой для работ всех членов группы «Мемфис» является использование цвета, причем, как правило, это не какие-то спокойные, нейтральные его оттенки, а яркие, насыщенные тона в самых неожиданных, порой даже кричащих сочетаниях. В работах очень широко использовался ламинат, дешевый материал, который благодаря творчеству дизайнеров был привнесен в жилые дома из уличных кафе и подобных заведений. Использование дешевых материалов в работе дизайнеров способствовало доступности их изделий массовому потребителю, но в тоже время эти вещи изготавливались мелкими партиями, что соответствовало пожеланиям архитекторов и дизайнеров, составляющих группу. Использование ярких цветов, различных фактур и текстур материалов —все это должно было вызывать у человека определенные переживания по отношению к созданному интерьеру или же к предмету, человек не должен был оставаться равнодушным.

Еще одной особенностью стиля «Мемфис» - а был создан именно своеобразный стиль, на мой взгляд, является несерьезное отношение к создаваемым предметам,- абсолютное отсутсвие пафоса. Многие изделия своим видом напоминают необычные и забавные детские игрушки. «Рисовать и делать вещи всегда казалось мне наиболее естественным делом на свете; делать все, чем я или другие могли   бы   мерить   воздух, пространство, время, дни и ночи; все, что могло заставить меня

просыпаться утром, дрожа при мысли, что есть что-то, что нужно сделать, или для того... чтобы увидеть, работают ли еще вещи, которые я сделал...; правильно ли мы их сделали - так я это вижу сейчас.. .»8 —эти слова Соттсасса дают ключ к пониманию творчества дизайнера, в работах которого до сих пор прослеживается подобное отношение к создаваемым им вещам.

Прекрасной илюстрацией нестандартного подхода к решению стандартного предмета интерьера может служить, например, одно из известнейших изделий Этторе Соттсасса - книжный шкаф или комод - форма которого настолько далека от привычного образа соответсвующей мебели, что трудно сказать, что же это. Он изнотовлен из модного и дешевого ламината с использованием ярких, контрастных цветов. И в тоже время, со свойственной автору иронией он называет его Карлтон (Carlton) (1981г.). Ирония в том, что аналогичное название носит консервативный английский клуб.

Эксперименты Соттсасса по созданию новых графических текстур для ламината, начатые им в период работы в составе группы «Алхимия» были продолжены и широко применялись как в создаваемой мебели, так и при работе с интерьерами.

Таким образом, во многом благодаря Соттсассу, создавался новый метод проектирования, который моделировал уже не только сами предметы, но и среду, в которой они существовали.

Соттсассом была создана альтернативная линия в дизайне стекла и эти изделия представляют собой нечто совершенно непонятное. К ним невозможно относиться серьезно. Некоторые из выполненных по рисункам Этторе Соттсасса ваз, своей формой напоминают сочленения каких-то техноло-гических элементов, и, созерцая их трудно догадаться об их функциональном назначении.

Хотя они могут, да скорее всего и служили декоративными

элементами интерьера,

провоцирующими самые разные ассоциации у зрителя.

Уже в начале своей профессиональной деятельности Соттсасс вырабатывает свой проектный стиль, свою идеологию, основные идеи которых он опубликовал в 1962 году в журнале «Домус», в статье «Дизайн». Основная мысль этой статьи - дизайн имеет дело не с функцией и рациональностью вещи, а со средой, с культурной атмосферой, в которую погружен объект. Вещь воспринимается как магический объект, но не как орудие для выполнения функции. Отсюда - спонтанность, авторский жест - проектный стиль Соттсасса.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8