Этторе Соттсасс. Эволюция творчества

Еще одна работа для той же компании - рабочая станция «Quesar», спроектированная в соответствии с новыми технологиями. В состав линии входило и механическое, и электронное оборудование.

Воплощение этого проекта явилось новым словом в

машиностроительном дизайне. Станция должна была обеспечивать непрерывную работу оборудования. Основная идея дизайнерского решения Этторе Соттсасса состояла в том, чтобы опасное в эксплуатации оборудование сделать максимально безопасным для работающего человека, не только с точки зрения безопасности, как таковой, но и сделать вид машины менее «агрессивным» по отношению к человеку. В композиционно-пластическом решении Соттсасс по-прежнему строг и лаконичен, все объемы выполнены из простейших геометрических тел, но, в то же время, за счет объемно-пространственной композиции и сочетания этих объемов между собой и их своеобразного цветового решения, ему удалось добиться внешнего сходства с домашней кухонной мебелью. Комбинируя различные по цвету и фактуре поверхности, Соттсасс привносит во всю композицию элемент игры, что снимает ощущение враждебности машины. Таким образом, ему по-прежнему    удается    сочетать

максимально продуманное функциональное удобство оборудования с игровым началом, свойственным для большинства работ этого дизайнера.

Если при работе над заказами от промышленных корпораций Соттсасс, так или иначе, был ограничен очень жесткими рамками функциональной необходимости, то при создании коллекций мебели, стекла и керамики эти рамки не были столь жесткими, а это позволило создать не похожие ни на что вещи.

Вскоре после выхода Этторе Соттсасса из группы I    : "Алхимия" он в 1981 году

совместно с дизайнерами Микеле де Лукки и Андреа Брацци создает новое дизайнерское сообщество -группу «Мемфис». Творчество группы «Мемфис» с одной стороны продолжало

интеллектуальную и

творческую линию, начатую в «Алхимии», но с другой, работы «Мемфиса»

ориентировались на массового потребителя и на широкое производство, в отличие от единичных коллекций группы «Алхимия». Целый ряд дизайнеров входящих в состав объединения «Алхимия», придерживающихся более оптимистических взглядов на дизайн, вошли в состав новообразования. Работы дизайнеров группы «Мемфис» стали олицетворением несерьезного, алогичного, цвет играл одну из ключевых ролей в предлагаемых проектах. Никаких правил не существовало, работы являлись абсолютным самовыражением, не ограниченным никакими рамками.

Осознав недолговечность и быструю смену моды в конце тысячелетия, а также быстрое устаревание вещей из-за стремительного развития техники и технологии производства, дизайнеры «Мемфиса» стали создавать вещи без оглядки на «вечность», приблизив дизайн к потребителю. Они ориентировались на рядового покупателя, создавая вещи для сегодняшнего дня, которые нельзя было отнести к какому-либо стилю: «Ориентация на «хороший дизайн» как на некий сертификат качества скрывает за собой платоновский взгляд на ситуацию, то есть исходит из убеждения, что где-то существует хранилище, резервуар «хорошего дизайна». По мне же, наоборот, проблема состоит не в том, чтобы силиться дотянуться до «хорошего дизайна», но в том, чтобы просто делать дизайн, стремясь максимально приблизиться к нынешнему антропологическому состоянию, которое, в свою очередь, должно максимально приближаться к тому самообразу, что потребен обществу. Если мы, как утверждают, действительно живем в обществе, которое программирует и планирует стремительное устаревание предметной среды, долговечным будет исключительно тот дизайн, который действует в соответствии с этими законами устаревания, который к нему адаптируется, будь то путем интенсификации, провокации ускорения, будь то путем травестирования, будь то путем полного и абсолютного с ним согласия. И, соответственно, самым недолговечным в таком обществе будет как раз тот дизайн, который ориентируется на метафизическое, абсолютное и вечное. Впрочем, я не понимаю, почему долговечный дизайн лучше скоротечного» —такова точка зрения Этторе Соттсасса.

В период существования группы «Мемфиса» были созданы коллекции уникальных предметов, образы которых были растиражированы на обложках и страницах специализированных журналов. Группа «Мемфис» проводила ежегодные выставки своих коллекций, которые, в свою очередь, широко освещались в рекламных и журнальных публикациях.

Одним из основоположников и законодателей «Мемфиса» был Этторе   Соттсасс.   Молодые   архитекторы   и   дизайнеры присоединившиеся к мэтру дизайна следовали не его стилю или идеологии, а придерживались основного принципа,

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8