Этторе Соттсасс. Эволюция творчества

Образовавшиеся к 1973 году группы альтернативного дизайна, многие из которых выставляли свои работы на упомянутой выше выставке, в том же году объединились на страницах журнала «Касабелла» (Casabella), во главе     которого     был Алессандро Мендини. На страницах журнала

состоялась попытка создания новой школы дизайна, основной идеей которой было отсутствие какой-либо школы как таковой, свобода

самовыражения художника. Это объединение вошло в историю дизайна под названием «Глобал Туле» (La Global Tools), в его составе были Гаэтано Пеше, Рикардо, Далией, группа Каварт, Уго Ла Пьетра и Этторе Соттсасс. Официально школа была основана на собрании во Флоренции в 1974 году, и публично заявлено об этом было со страниц январского номера старого журнала «Касабелла» за 1975 год. Не смотря на свое недолгое существование (объединение просуществовало 3 года и затем было распущено), альтернативная дизайн-школа стала центральным форумом радикального дизайна. Именно в этот период в полемике и проектах наиболее активных участников были заложены теоретические основы «Пост-Модернизма», который сформировался как стиль лишь в 80-е годы XX века. В этот период Соттсасс создает

проект-утопию «Вся Земля как праздник» («La pianeta come Festival»). Проект составляет серия изящных и тщательно сделанных рисунков, которые сильно отличаются от обычной для Соттсасса графики, в которой выполнено большинство из его дизайн-проектов (из тех что были представлены в публикациях). По сути и по стилистике данный проект можно соотнести с проектами-утопиями, которые представлялись позднее на международные конкурсы, проводившиеся, например, японскими архитектурными журналами. Подобные проекты вошли в историю как «Бумажная архитектура».

Студия «Алхимия» была основана в 1976 году в Милане Алессандро Гуерриеро. Вначале это была галерея только для яркой демонстрации

экспериментальных дизайнерских работ, не предназначенных для массового производства. «Само название «Алхимия» было дано как насмешка над научными и фундамен-тальными представлениями о стиле модернизм»6. Позже она превратилась во влиятельную студию дизайна, с которой сотрудничали ведущие итальянские дизайнеры того времени: Этторе Соттсасс, Алессандро Мендини, Андреа Бранци, Паола Навоне, Микеле Де Лукки. Сотрудничество Соттсасса со студией «Алхимия» продолжалось на протяжении 1978 - 1980 годов.

В 1976 году в рамках студии «Алхимия» Этторе Соттсасс выставляет коллекцию мебели «нового дизайна» для Миланской мебельной выставки. Как и в его более ранних работах, в основе всех его изделий, будь то лампа, стол или шкаф, простейшие геометрические формы, и, тем не менее, за счет игры с цветом, фактурой,

пропорциями Соттсасс добивается впечатления некоторой легкомысленности и даже шутливости в восприятии легко

предложенного к

рассмотрению предмета интерьера.      В этот

период творчества Соттсасс особенно широко начинает включать в свои работы новые материалы, такие как ламинат и пластмассы. Он использует широкие возможности новых

материалов, создавая и абсолютно абстрактые рисунки для поверхностей как мебели так и интерьеров, и геометричные орнаменты. Наибольшего расцвета подобное творчество достигнет в период деятельности группы «Мемфис».

Продолжая работать для «Оливетти», Соттсасс

заработал себе репутацию серьезного промышленного дизайнера. Он получает заказы на выполнение дизайна промышленного оборудования от различных компаний. В 1979 - 1981 годах он четко выполняет заказ «Манделли» на дизайн промышленного оборудования. Модель «СНМ Плазма» - стандартный модуль числовой

микропроцессорной системы управления для 12 линий оборудования. С одной стороны, дизайн по-прежнему очень лаконичен и строг. Модуль содержит 12 дюймовый монитор,

заключенный в черный корпус, система управления

располагается в блоке, объединенном с монитором стальной рамой. Блок управления расположен под таким углом, чтобы руки

оператора комфортно

располагались на слегка наклонной клавиатуре, которая поделена на четкие горизонтали, которые, в свою очередь, делятся на сгруппированные по смыслу и цвету клавиши управления. Но цветовые блоки, благодаря выбранному колористическому решению (на черном фоне зеленые, красные, желтые, сиреневые и бирюзовые клавиши), способствуют не только упрощению работы оператора уменьшению психологической усталости, но и привносят некоторую долю легкомысленности в высшей степени серьезное промышленное оборудование. И в этом - одна из характерных черт в проектрых решениях Этторе Соттсасса.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8