Этторе Соттсасс. Эволюция творчества

Сотрудничество Соттсасса с фирмой Оливетти продолжалось более двадцати лет, на протяжении которых фирмой были создан целый ряд коллекций, которые в настоящее время составляют части постоянных экспозиций музеев таких как: Морна в Нью-Йорке, Центр Джорджа Помпиду в Париже, Денверский художественный музей, Израильский музей в Иерусалиме.

На протяжении своей творческой карьеры Соттсасс время от времени обращается к работе с керамикой. «Керамика - старше Библии и Иисуса Христа, старше чем все когда либо написанные

стихи, старше чем овцы и коты, старше домов, старше чем металлы. Керамика - ровесница зубов мамонтов, медвежьих ребер и рогов северного оленя. Керамика, со слов этнографов, прекрасно информирует нас о развитии обществ, людей, наций, королевств, султанатов и империй; об имериях Инков и Майя, Арабской, Великих Монголов, об истории Греции, о Китае... Вы найдете там все. Всю правду» - таково было отношение Этторе Соттсасса к керамике -носителю исторической и художественной информации. Первый опыт работы с этим материалом, правда не удовлетворивший автора, состоялся в 1956. После посещения Индии появляется первая коллекция керамики, получившая название «Керамика Темноты» (Тьмы), затем последует целый ряд изделий, создание которых стало возможным после поездки на восток. Неизгладимые впечатления от увиденного, нашли свое отражение в этих произведениях. Названия Тантра, Янтра - уже о многом говорят. В этот период творчества он создает минималистические геометричные композиции. Он также выполняет композиции, в которых сочетает керамику, дерево и ламинат.

Самой яркой иллюстрацией, по всей вероятности, может служить созданная Соттсассом коллекция керамики, одни названия которой говорят сами за себя: «Менгир», «Зиккурат». И если до 60 года керамика Соттсасса имела преимущественно цилиндрические формы, то после совершенного им путешествия на Восток, композиции приобретают черты монументальности, прообразом которой служили как храмовые постройки, так и природные ландшафты. Но в пирамидальных ступенчатых формах его работ можно также усмотреть и некоторые черты Арт-Деко.

Пятидесятые и шестидесятые годы в Италии знаменуются стремительным развитием экономики и культуры, что потянуло за собой и развитие дизайна, который развивался по самым разным направлениям - порой диаметрально противоположным. Так в ответ на процветание «хорошего дизайна» возникает «Радикальный дизайн», или близкий ему по духу «Антидизайн», отличавшийся несколько большей экспериментальной направленностью и политизацией. «В рамках антидизайна утверждалось индивидуальное и эмоциональное начало, а явно провокационные проекты доказывали, что рационализм зашел слишком далеко и превращается в абсурд».4 История развития «Антидизайна» связана преимущественно с итальянским дизайном. Архитекторы и дизайнеры, придерживающиеся подобных взглядов, делали концептуальные проекты изделий, не предназна-чавшийся для массового производства. Одним из основоположников «Радикального дизайна» считается Этторе Соттсасс, который в своих более ранних проектах мебели и керамики, использовал формы поп-арта и проектировал «утопические антимиры»5. Позже он сам назовет эти предметы «сумасшедшими вещами».

В семидесятые годы художественная жизнь в Италии развивается очень бурно, она становится одним из мировых центров моды и дизайна. Создаются и распадаются различные объединения альтернативного дизайна. Альтернативный дизайн заявляет о себе со страниц различных специализированных журналов и не только в виде объектов дизайна, как таковых, но и в текстах, представляющих собой попытку осмысления собственной деятельности.

26 мая 1972 года в Музее современного искусства в Нью-Йорке открывается выставка «Италия. Новые домашние ландшафты» («Italy. New Domestic Landscape))), организованная во многом усилиями Эмилио Абаза. На выставке были представлены работы не только уже прозвучавших на весь мир итальянских дизайнеров, но и проекты талантливой авангардной молодежи.

В рамках этой выставки Соттсасс выставляет свой проект «контейнерного жилища». Авторская концепция предполагала набор идентичных контейнеров из серой пластмассы на колесиках, монтирующихся между собой. Каждый из однотипных контейнеров заполнялся тем или иным оборудованием: кухонным, сантехническим и прочим. В зависимости от нужд и настроения хозяина дома они могли составлять произвольные композиции, в то же время они обладали определенной функциональностью - в них можно было хранить все необходимое в любой из комнат. Таким образом, этот проект являлся моделью свободного изменяемого интерьера, который был способен легко, без особых усилий трансформироваться, превращаясь в нечто «живое». «Изгибающиеся как змеи, или жесткие как Большая Китайская стена, эти элементы увеличивают или уменьшают, разрастаются в колонии или растворяются в пыль, становятся твердыми, как скала или размягчаются, как планктон...они по сути - наилучшая декорация к разыгрывающейся драме» - так описал эту свою работу Соттсасс.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8