Этторе Соттсасс. Эволюция творчества

Фирма «Оливетти» не ограничивалась работой собственного отдела дизайна, а приглашала к сотрудничеству многих выдающихся и прогрессивных представителей искусства, архитектуры, литературы. В 1958 году Соттсасс выполняет свою первую работу для компании «Оливетти», с которой он будет связан долгие годы, как деловыми, так и дружескими отношениями с Адриано Оливетти). Идеи Соттсасса были встречены благосклонно, и ему было предложено постоянное место и солидная зарплата. Но и тут проявились яркая индивидуальность Соттсасса и его стремление к независимости. Он отказывается от этого предложения и представляет свою, принципиально иную схему совместной работы.

Этторе предложил корпорации создать дизайн-студию, работу сотрудников которой оплачивала бы компания «Оливетти», а подбор дизайнеров для студии осуществлял бы сам Соттсасс. Таким образом, он оставался внештатным сотрудником компании и возглавлял студию, которая постоянно предлагала новые проекты для «Оливетти». Это было блестящее решение, так как снимало целый ряд проблем ко всеобщему удовлетворению и выгоде. Руководство компании согласилось на подобную организацию работ. Подобная схема была удобна художникам, так как они сохраняли относительную творческую свободу и имели возможность выполнять дизайн-проекты для самых разных фирм, что, в тоже время, было выгодно и для «Оливетти», так как перед дизайнерами возникали возможности для реализации самых разных профессиональных задач, а это расширяло их творческую палитру, позволяло более свободно подходить к разработке проектных решений, ставящихся перед ними команией Адриано Оливетти.

Это была первая и самая убедительная победа Соттсасса. Таким образом, проектная студия на улице Мандзони 14 вскоре превратилась в авангардную творческую лабораторию, самое модное место встреч независимой и передовой молодежи Милана.

В 1958 году, в соответствии с дизайнерским замыслом Этторе Соттсасса, создается счетно-решающее устройство «Элеа 9003». Он решает всю установку в виде системы стандартных по габаритам блоков, состоящих из самонесущей металлической рамы, на которой крепится разнообразное малогабаритное оборудование и легкосъемные, анодированные серебром, алюминиевые панели. Небольшие размеры блоков позволяли монтировать «Элеа 9003» в любых, необязательно специально приспособленных помещениях, что сыграло огромную роль в ее популярности. Скользящие дверцы и откидные панели обеспечивают легкий доступ к оборудованию. «Элеа» композиция из квадратов, прямоугольников и

треугольников - самых элементарных декоративно-пластических элементов, ни одной кривой линии. В ней не было большого разнообразия в отделке - почти исключительно матовый алюминий, сочетание вертикальных и горизонтальных плоскостей. В этой работе Соттсасса можно отчетливо проследить следование

стилистике Баухауза. «Элеа

9003» Соттсасса это тщательно продуманная, четкая и удобная для работы машина. Соттсасс получает за эту работу престижную премию «Компасо д'Оро»3 («Золотой циркуль») за лучшее дизайнерское решение 1959 года.

Сотрудничество Соттсасса с «Оливетти» продолжалось более двадцати лет, кроме уже упомянутой работы над «Элеа 9003», он создал также варианты офисной мебели «Синтетике 45», и целый ряд моделей пишущих машинок: «Праксис-48», «Текне-3», «Редактор», «Валентина». На машинку «Валентина» следует обратить особое внимание - технически сложное изделие было поставлено в один ряд с простыми предметами быта - сумкой, одеждой, безделушкой. Машинка изготавливалась в форме чемодана из дешевой ярко-красной пластмассы в сочетании с ярко-желтыми бобинами. И в это изделие Соттсасс уже привносит существенный элемент игры, при сохранении функциональности и простоты - и из орудия труда она превратилась в инструмент для творчества. Сегодня самую любимую машинку секретарш «Валентина», уже не встретишь ни в одной бухгалтерской конторе, зато ее можно увидеть в Музее современного искусства в Нью-Йорке. «Валентина» стала музейным экспонатом так же, как и многие другие вещи Этторе Соттсасса.

Соттсасс создает для «Оливетти» не только дизайн, но и комплексную систему конторского оборудования. Проектируется единая офисная среда, включающая мебель, технику, канцелярские мелочи и даже архитектурные детали планировки. Крупные комплексно оборудованные конторы не просто эффективны в практическом отношении, они еще и символ современного бизнеса, реклама его экономического преуспевания и мощи, а также объект восхищения для администрации, клиентов, посетителей и даже для кино- и телехроники. Это уже не просто контора, а зрелище, причем зрелище по-своему изысканное.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8