Этторе Соттсасс. Эволюция творчества

Мебельный дизайн Америки и Европы того времени в основном отличался мягкостью, обтекаемостью силуэтов. Дизайнеры всего мира в то время стремились создавать максимально эргономичные формы. Молодые дизайнеры в Италии стремились создать что-то новое. Во многом благодаря тому, что частные мебельные фирмы были небольшими, их руководство для развития своего бизнеса все чаще обращалось к молодым авангардным дизайнерам. Именно по этой причине в качестве консультирующего дизайнера компанией "Полтронова" был привлечен к сотрудничесву и Этторе Соттсасс, чьи работы отличались яркостью, оригинальностью и новизной.

В 1961 году Соттсасс отправляется в путешествие по миру. Впечатления, полученные во время этой поездки, оказали огромное влияние на все его дальнейшее творчество. Маршрут путешествия,

выбранный им, был необычен сам по себе - он посещает Индию, остров Цейлон, Непал, Бирму. Различия между жизненным укладом и культурой этих стран и атмосферой Италии, в которой вырос Соттсасс, с ее строгими католическими традициями, были огромны и это не могло не оказать влияния на художника: «Я понял, что Восток для западного человека - это путь, который позволяет забыть об опасности существования, преодолеть наш страх перед жизнью. Именно там я осознал, что самое важное в жизни - это сама жизнь, а будущего не существует...»з - напишет он впоследствии. Во всех своих путешествий Соттсасс не расстается с фотоаппаратом, (фотокамера на протяжении всей его жизни - постоянная спутница дизайнера). Он делает тысячи фотографий, порой попадая при попытке сделать тот или иной кадр в опасные ситуации. Внимательное рассмотрение, сделанных Соттсассом кадров, дает ключ к пониманию того, что послужило источником вдохновения для некоторых из его работ. Судя по фотографиям, он на протяжении всей своей жизни совершает многочисленные поездки на Восток, расширяя географию посещаемых им стран.

Наиболее значимые работы для компании Полтронова были сделаны Соттсассом в 1970 году. Именно в этом году компания «Полтронова» за офисное кресло «Техника», дизайн которого был разработан Соттсассом, получает приз «Смау» (Smau).

Изобретение и внедрение в производство полимерных материалов, новых технологий позволило дизайнерам свободно экспериментировать, создавая новые коллекции мебели, с использованием широких возможностей предоставляемых новыми свойствами полимеров..

В 1970 году Соттсасс создает кровать, в основе которой заложен параллелепипед: посредством «лестничных ступеней», в которых нет никакой функциональной необходимости, он добивается того, что в зрительском восприятии кровать приобретает высоту, существенно превышающую реальную, а также отношение к ней, как к некоему подиуму. Он играет на контрасте фактур, цвета и света, а так же на нюансах в пропорциях: гладкая, блестящая поверхность основы контрастирует с мягкой фактурой матраса, создающей ощущение комфорта и уюта, которое лишь усиливается за счет расположенных в изголовье кровати ламп с немного холодным люминисцентным светом, которые своей формой напоминают диванные подушки.

В предельно простом по своей форме комоде, сделанном в 1964 году, (на фото справа) в основе композиции заложен все тот же параллелепид. Основная идея строится на игре с пропорциями и ритмом горизонтальных элементов. Судя по внешнему виду комода, можно предположить, что в авторском замысле нашли свое отражение переосмысленные впечатления от увиденного Соттсассом на Востоке.

В 1958 году руководство компании «Оливетти» приглашает Этторе Соттсасса для сотрудничества в качестве консультирующего дизайнера. Компания «Оливетти» одной из первых осознала значение дизайна в экономического развития фирмы. Еще в 1927 году там образовалась дизайнерская группа. Успех был колоссальным. Начиная с 30-х годов, фабрика стала быстро развиваться, и если к 1929 году на ней работало около 700 рабочих и служащих, то к 1965 году количество рабочих превысило 50 тысяч. Выпускались уже не только пишущие машинки, но и самое разнообразное конторское оборудование. В этой области фирма производила примерно одну треть всей мировой продукции. Это может показаться маловероятным, но решающую роль в этой стремительной экономической экспансии фирмы «Оливетти» сыграли ее дизайнеры. В конце 1940-х годов выпускаются сенсационные по своим эстетическим качествам модели пишущих машинок «Лексикон-80» и «Леттера-22». Это был большой успех: возникает выражение «стиль Оливетти». Умение Адриано Оливетти подбирать людей, чувствуя в еще только начинающих молодых дизайнерах талант, способствовало развитию фирмы. Условия работы в фирме «Оливетти» глава конструкторского бюро компании Марчелло Ниццоли охарактеризовал так: «О таких взаимоотношениях с предпринимателем дизайнер может только мечтать»2.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8