Дворец Культуры и Науки в Варшаве. Замысел и восприятие

Разработчики проекта предлагали демонтировать аттики здания и перестроить некоторые элементы фасада.

Было разработано несколько проектов изменения характера самого Дворца, включая, например, проект переделки его в «космический тоннель», делающий доступным осмотр неба днем и ночью, проект перестройки его по принципу Вавилонской Башни или пирамиды. Но это все лишь экспериментальные концепции, не имеющие ничего общего с жизнью. Самым интересным среди них стал анонимный проект под названием «Rezerwat», выдвигающий революционную смену символики Дворца: ДКиН должен был стать руиной, заросшей зеленью и обжитой птицами. Людям сюда вход воспрещен. Интересно, что герой Тадеуша Конвицкого, бизнесмен Тони Мицкевич тоже задумал купить «домишко», чтобы перестроить здание и устроить там Музей лагерей, детский городок с аттракционами, или Диснейленд эпохи Сталина.26

К 1999 году относится проект Томаша Лешчиньского: сооружение башни в стиле «хай-тек», с рестораном и смотровой площадкой (аналогия с «Седьмым небом» в Останкино). Автор предлагал связать башню с Дворцом при помощи «скобы». Соседство с подобным сооружением отнесло бы ДКиН в ранг реликта ушедшей эпохи.

Известный польский актер и режиссер Ян Савка хотел организовать на площади перед дворцом музыкальный спектакль под названием «Реванш за 50 лет большевизма» при помощи современных компьютерных технологий и проекций на здание (улыбка Сталина, веселое лицо хиппи\ Спектакль планиоовали оастянуть на всю ночь с 1 на 2 мая. Стоимость его приближалась к 3 миллионам долларов. К сожалению, столь дорогостоящий проект так и не был осуществлен.27

В 1999 году сатирик Яцек Федорович, режиссер Анджей Вайда и архитектор Чеслав Белецкий предложили построить сбоку, очень близко от «дара дружбы» (со стороны Аллей Иерусалимских) стеклянный 340-метровый небоскреб, чтобы «утопить Дворец в тени». На нижних этажах здания разместился бы музей коммунизма и архив ПОРП, а также галерея абсурдов ПНР. Отражение Дворца в стекле высотки сделало бы его очередным экспонатом Музея коммунизма. Здесь же предполагалось разместить фонд «Socland». Президент Варшавы Павел Пискорский отклонил проект.28

Предыдущий глава города проводил политику «оживления» Дворца, долгое время находившегося на обочине публичной жизни. Пискорский считал, что Дворец Культуры является неотъемлемой частью истории города и варшавяне должны оживить и осовременить этот символ социализма. «Дар дружбы» должен стать привлекательным туристическим объектом, одним из самых престижных зданий города (сноска 29), утверждал Пискорский. 291 Развитие ДКиН как Дворца Культуры, Науки, Развлечения и Бизнеса - главная современная задача. Недавно была проведена перестройка смотровой площадки на 30 этаже, оборудован мультимедийный центр с информацией о Варшаве, проводятся частые выставки. Сейчас Дворец Культуры и Науки постепенно меняет свой характер.

Немногим больше года назад место Павла Пискорского занял Лех Качиньский. Еще рано говорить о его планах относительно «дара дружбы», но все что строится в городе в последнее время, есть результат скромности инвестиционных бюджетов.

По прошествии времени Дворец, скорее всего, будет поставлен на государственную охрану как памятник истории и старины. Дар советской дружбы полностью освоен варшавянами, его снос стал бы шоком для молодых, точно так же, как шоком было его строительство в 1950-е годы.

«Я вышел на балкон. Дворец, затянутый легкой дымкой, уже не пугал своей картонной отчетливостью, как вчера и позавчера. По его шпилю ползали какие-то насекомые. Но то были не мухи. Рабочие на канатах, как дятлы, долбили трухлявый ствол этого гиганта, к которому я привык, и который нехорошие люди хотят взорвать» (Тадеуш Конвицкий «Чтиво» СПб.: Азбука-классика, 2003 - с. 161-162).

1 «Было недостаточно отстроить здания - требовалось заново отстроить жизнь в этих домах, восстановить культуру их жильцов, культуру всего народа, концентрирующуюся в этом месте над Вислой по праву столичности. Восстанавливать? - Нет! Строить просторнее, крупнее, чем когда либо была Варшава. Восстановление столицы было в то же самое время и строительством социализма.» // Казимир Кожневский «Wiart>nie kultury, wiahbnie nauki» («Именно культуры, именно науки»): // Przekryj 1955 год № 537 от 22-28.07 - с. 3

' "By piekniejsza byia Warszawa" A. Ryszczuk, W. Iwanicki // Trybuna Ludu 28.10.1952 - с. 3. (цикл «На строительстве ДКиН)

2 «Warszawa-Moskwa. Альбом» W.: Interpress, M., APN, 1975 - 100 стр. с ил. с. 8

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8