Дворец Культуры и Науки в Варшаве. Замысел и восприятие

Дворец был больше связан с политическими и пропагандистскими функциями, нежели со своей программой. После 1989 года появились идеи сноса здания либо застройки его другими зданиями. Был проведен ряд конкурсов. Те, кто хотели снести ДКиН, отвергали простое, практическое соображение: недопустимо уничтожить здание, находящееся в хорошем техническом состоянии и заполненное бесчисленными учреждениями. Стоимость демонтажа астрономична, и если даже предположить, что деньги на снос «дара дружбы» нашлись бы, то где было взять средства на последующие конкурсы и застройку освободившегося участка. Югославские архитекторы Младенович и Штанискис предложили проект восстановления старинной сети улиц этого района, что противоречит духу большого города, кроме того, обсуждалось, что обязательно найдутся прежние владельцы земель на этом участке и потребуют вернуть им собственность. Но все это лишь второстепенные аргументы, главным стал тот, что Дворец является историческим объектом, который сросся с городом и смотрится достаточно оригинально на фоне стеклянных призм более новых зданий. Факт социалистического прошлого Дворца Культуры и Науки не должен стать причиной его сноса. Герой книги Т. Конвицкого «Чтиво», живет в самом центре Варшавы и каждый день наблюдает Дворец из окна своей квартиры, он привык к нему. Герой замечает, что Дворец затронут демократическими переменами и надеется, что возможно «благодаря этому он избежит печальной участи, и безжалостные иностранные бизнесмены не превратят его в одноэтажный склад кока-колы, если до того наши строители не разберут его на кирпичи или какой-нибудь фанатик не взорвет из идейных соображений».20

В 1997 году состоялась дискуссия историков, архитекторов, реставраторов, на которой было предложено признать Дворец памятником истории и старины и поставить его под охрану, равно как и Дом Партии на Иерусалимских аллеях. Эти здания не были революцией в архитектуре, но являются действительными архитектурными памятниками на фоне Старого Города, который, по сути, является макетом21 - мысль которую высказал в процессе дискуссии преподаватель Варшавского Университета Вальдемар Браневский. Дворцу не исполнилось еще 50 лет (срок, после которого здания берутся под охрану как памятники истории и старины), но мир вокруг уже другой и здание является свидетелем истории, исторической памятью нации.

Снос Дворца Культуры и Науки сегодня был бы актом невиданного вандализма. Сейчас Дворец полностью выполняет свои программные функции. Здесь заседает Совет Охраны памятников, проводятся Конгрессы Европейской Экономической Комиссии, проходят книжные торги, Компьютер-Экспо и многое другое. На данный момент Дворец финансово самодостаточен.

Президент Варшавы Павел Пискорский объявил, что не даст снести комплекс, но еще недавно, в 1991 году, на этот счет кипели страсти. Был объявлен конкурс на застройку центра Варшавы. Конкурс имел целью отнюдь не реальное претворение в жизнь проектов, а лишь изучение ситуации. Было подано 297 работ (76 польских, 38 французских, 26 английских, 23 итальянских и т.д.) в каждой из которых выдвигались идеи сноса Дворца, либо растворения его среди высотной застройки центра. В конкурсе победили бельгийцы, предложившие застройку площади вокруг Дворца офисными, торговыми и обслуживающими помещениями и жильем, желая тем самым нейтрализовать «дар дружбы». Однако предполагалась застройка зданиями с повышающейся высотой, что, напротив, зрительно подчеркивало доминирование Дворца, а отнюдь не загораживало его. Многие архитекторы выступили против проекта, среди них были Лукаш Хейман,22 Ежи Солтан,23 назвавший проект сюрреалистическим.

В дискуссии по поводу реконструкции центра города принимали участие и его жители. Большую поддержку получила идея создания бульвара вокруг Дворца Культуры. Но и этот проект был раскритикован, поскольку очевидным образом лишь увеличивал значимость Дворца. Тот получался очерченным кругом зелени как сакральное, культовое сооружение. Однако и в начале 1990-х были противники перестройки центра Варшавы и сноса ДКиН. Аргументация строилась на том, что Дворец лишь в головах является символом иностранного доминирования, и если перестать мыслить его таковым, то он перестанет им быть. В реальности Дворец Культуры и Науки построен по принципам красоты и функционализма 1950-х годов. Нужно расстаться с мифом, говорили сторонники этой идеи, и «осваивать» Дворец заново.24

В 1998 году появился новый проект, затрагивающий весь центр Варшавы -проект строительства вокруг Дворца разновысотных зданий на незначительном от него расстоянии, подчеркивая тем самым его место «жемчужины в короне».25

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8