Дворец Культуры и Науки в Варшаве. Замысел и восприятие

Мотив сталинской высотки как символа польского коммунизма часто звучит в творчестве Тадеуша Конвицкого. В «Чтиве» (1992 г.) Дворец является одновременно фоном для разворачивающихся событий12 и самостоятельным героем.13 В «Вознесении» (1967 г.) герой смотрит на Дворец с большого расстояния, и тот кажется ему чужым, не гармонирующим с городом сооружением; ночью он похож на светящуюся пирамиду, а днем на марципан. В книге «Маленький апокалипсис» (1993 г.) «дар дружбы» предстает перед нами как «огромное сооружение со шпилем, которое будило страх, ненависть, магическую угрозу. Высокомерный памятник, статуя неволи, предостерегающий каменный торт. А сейчас это просто огромный барак, поставленный на ребро. Сожранный грибком и плесенью старый скелет, забытый на центрально-европейском перекрестке».14

Еще сильнее, нежели у Конвицкого, мотив Дворца Культуры и Науки как символа советского доминирования выступил в публицистическом произведении Эдварда Редлиньского «Krwiotok» (1998 г.) В этой книге автор излагает версию событий, которые последовали бы, не введи Вацлав Ярузельский военное положение в стране. Главной акцией книги является советская интервенция, спровоцированная разрушением «высотки» польской оппозицией 23 января 1982 года. Борьба принесла большие разрушения, а также отторжение западных польских земель. В результате Дворец Культуры разобрали, а на его месте построили Сити с небоскребами в азиатском стиле (Мини-Гонконг). Герои Редлиньского по-разному относятся к «дару дружбы»: для Ако, ветерана варшавского восстания, выходца из шляхты, советская высотка всегда была символом вражеского господства; другой герой Рох - рабочий, строитель, чья семья получила множественные льготы от работ на строительстве Дворца и восстановлении Польши, видит во Дворце символ современности, контрастирующий с послевоенным морем руин.

Высотная застройка городов всегда являлась показателем современности, и престижа. Со строительством Дворца Варшава присоединилась к мировой семье высотных столиц. Дворец, народный в форме и социалистический по содержанию, был чужд Варшаве, его называли пришельцем извне. Он вызывал антипатию, в том числе и своими размерами. До его строительства самым высоким зданием города был «Пруденциаль» (отель «Варшава»), который по высоте равен боковым башням Дворца и смотрится карликом в сравнении с «даром дружбы».15 В любом измерении сталинская «высотка» была символом современности: на ее строительстве была применена новая техника, новые технологии сборки конструкции и строительства, в процессе работ шла передача опыта польским ученым, архитекторам, строителям.16 Дворец формировал новую реальность, он включал в себя научные и спортивные учреждения, Дворец Молодежи, театры и многое другое. Все было спроектировано и оборудовано по последнему тогда слову техники.

Дворец был ориентирован на варшавское общество, он должен был стать центром культурной жизни столицы. Будучи открытым для всех, он, тем не менее, оставался элитарным местом. Доступ к отдельным частям здания поначалу был ограничен, как, например, в кафе Конгресс-зала, куда пускали только по пропускам, и каждый владелец заветного документа мог провести с собой только одного человека (вход стал свободным с мая 1956 г.).

После падения советской системы во Дворце открыли первое в Польше казино и бар со стриптизом.

Соцреалистический вид здания на фоне стеклянных призм «Мариотт», «Электим», «Дэу» придает ему черты старины, признаки памятника истории. Как показал конкурс «Архитектурный символ Варшавы XX века», объявленный газетой «Жиче Варшавы» от 3.12.1999 года, для большинства поляков именно Дворец Культуры и Науки является архитектурным символом польской столицы и целой эпохи. Его называли «бессмертным» и «неприступным».17 Дворец -символ потому, что его строили польские «сибиряки» из Иркутска.18 Он врос в пейзаж столицы, Варшава немыслима без Дворца Культуры, это - символ города, который не удалось покорить.19 Такой популярности здания не могли предположить ни Лев Руднев, ни Болеслав Берут. Кстати, многие дети были уверены в том, что именно здесь живет Святой Николай (Дед Мороз).

Огромные заслуги имеют театры Дворца, здесь прошли премьеры пьес Гомбровича,   Мрожка и многих других. В

Драматическом театре состоялась премьера популярного ныне мюзикла «Метро». В Конгресс-зале выступали звезды мировой величины: в 1967 году здесь состоялся концерт Роллинг Стоунз, проходили все важнейшие политические мероприятия, Пятый фестиваль молодежи и студенчества, в 1956 году Гомулка прочел здесь знаменитое постановление о смене верхушки ПОРП, а XI съездом (30 января 1990 г.) в Конгресс-зале завершилась история комунистической партии Польши.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8