Дворец Культуры и Науки в Варшаве. Замысел и восприятие

Перед началом строительства Москву посетила делегация польских архитекторов, среди которых были И.Сигалин, З.Скибневский, Р.Женьчиковский, они изучили материалы, касающиеся московских «небоскребов». Параллельно с этим, 30 сентября 1951 г. в Варшаву на две недели по приглашению Б. Берута едут архитекторы Л.Руднев, А.Хряков, И.Рожин, для поиска типичных польских архитектурных акцентов, которые можно было бы использовать при строительстве Дворца, дабы придать зданию национальный характер. С этой целью советская делегация посетила Краков, Казимеж над Вислой, Торунь, Пулавы, Червиньск, Неборув, Кельце, Хелм.

В начале строительства архитекторы должны были обозначить высоту здания: советские специалисты предложили 100-120 м., поляки же 150-160 м. В ходе дискуссии, решили, что здание будет 160 м. высотой, с семидесятиметровым шпилем, и боковыми башнями по 60 м. Советские архитекторы разработали пять эскизных проектов Дворца. Главные разногласия относились к башне, предложенному членению нижних частей здания и его расположению на площади. Польские специалисты разработали два дополнительных проекта: первый - вкомпоновка Дворца Культуры и Науки в силуэт города при помощи четырех невысоких боковых башен, соотнесенных с будущей застройкой площади, но не отстоящих от главной башни, а как бы ее подпирающих. И второй - зрительное отделение боковых башен от главного объема. Некоторые урбанисты выдвигали концепцию усиления нижних частей здания на юг и на север, что увеличило бы плотность застройки в целом.

Место, выбранное под строительство Дворца, давно выделялось варшавскими урбанистами как территория, на которой должна стоять высотная доминанта столицы. Находясь в центре Варшавы, Дворец

Культуры и Науки вместе с ансамблем ряда площадей, расположенный на участке, который ограничен улицей Маршалковской, трассой N-S (Аллеи Независимости) и Аллеями Иерусалимскими, приносит регулярное столичное решение в грандиозном стиле. Центральная площадь, будучи хорошо связана коммуникациями со всем городом, к 1950 году все еще являлась композиционно изолированной. Кроме роли организации внутренних видов города на фоне хорошо читаемого рельефа мощных артерий и площадей в центре, огромная роль Дворца Культуры состоит в формировании нового социалистического образа польской столицы.

Можно выделить несколько пунктов осмотра Варшавы, во-первых: северо-восточный - когда необходимо смотреть на левый берег Вислы от Пражского парка, имея перед собой реку, панораму Старого Города, справа будет Шленско-Домбровский мост, а в глубине слева будет виден Дворец Культуры и Науки, отдаленный от Старого Города на 2-3 км., возвышаясь, он будет продолжать развитие силуэта польской столицы. Во вторых: юго-восточный - со стороны Черняхова или с правой стороны Вислы. Старый город тут практически не виден, силуэт Варшавы растянут вдоль берега реки, здесь Дворец выступит как активный элемент, заново организующий силуэт Варшавы. И, наконец, - западный, с этой стороны город расположен на плоском участке, а Дворец, как организующий элемент этого, не слишком популярного силуэта города, требует соотнесения нескольких низких и высоких акцентов.

Урбанистика XIX века уже искала решения проблемы высотной доминанты города: это мы можем видеть на примере готических башен костелов Спасителя на одноименной площади, а так же Святого Августина и Флориана. Когда в советской урбанистике сразу после 1945 года усиленно проектировали центры реконструируемых городов, в этих проектах появился элемент отдельно стоящей башни в форме кампанилы (как на пл. Св. Марка в Венеции, или Звонницы Ивана Великого в Москве), что возвращало современную урбанистику к традиции. Но именно высотное здание, дом-гора, опирающийся на мощь современной техники стального строительства выявило проблему высотной доминанты в современном городе. С этого времени высотное здание становится основным пунктом в работах архитекторов.

Дворец Культуры и Науки был построен к 10-летию освобождения Польши (1955 г). Здание включает 3288 помещений, среди которых Конгресс-зал, Музей Техники, Дворец Молодежи, четыре театра, четыре кинотеатра, выставочные залы, резиденция Польской Академии наук, и проч. Строительство обросло легендами, здание считали ширмой, прикрытием более грандиозного комплекса. Существовала легенда о подземном тоннеле между Дворцом и Домом Партии на Иерусалимских Аллеях, популярной была мысль о строительстве атомного бункера под зданием, были слышны и мнения тех, кто считал, что при строительстве замуровывали жертвы сталинских репрессий. В любом случае подчеркивалось, что суть Дворца Культуры и Науки не видна, она находится внизу, ниже цокольного этажа.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8