Дизайн и советское общество

А. Лаврентьев, Ю. Назаров

"Средствами пространственных искусств ведется активная классовая - ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА, реконструируется БЫТ, повышается качество промышленной продукции, воспитывается ВКУС РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИХ МАСС" П. Новицкий. 1930

Творческая независимость советского дизайна 20-х годов и его самостоятельность в выборе тем сменилась в 30-е годы жесткой и однозначной подчиненностью обществу, его политическим установкам. Новой политике ВКП(б) в области идеологии подчинилось не только искусство, но и вся культура в целом, включая области архитектуры и техники.

В 30-е годы в Советской России дизайн развивался в трех основных направлениях: конструирование новой техники, оформительское искусство и самодеятельное техническое творчество и изобретательство.

Проектирование промышленных изделий и средств транспорта во многом зависело от общих закономерностей развития техники во всем мире. В СССР вводились первые общесоюзные стандарты на комплектующие изделия, широко внедрялась технология штамповки и объемного формования, помимо расчета конструкций на прочность, инженеры начинали учитывать и аэродинамическое сопротивление. Не только в авиации, автомобилестроении, электротехнике, но и в бытовых приборах - светильниках, мебели, посуде стали применять пластмассы (бакелит, целлулоид, плексиглас). Стали широко использоваться новые декоративные защитные покрытия металла (хромирование и никелирование).

Одновременно дизайн применялся в качестве политического и идеологического инструмента. Особую роль играли всевозможные уникальные объекты - от подарков Сталину и до возведения грандиозных комплексов зданий советских министерств, дворцов советов, парков и выставочных павильонов. Иллюстративность, сюжетность и пафосность проникали не только в оформление поверхностей стен и деталей интерьеров общественных зданий, но и в роспись посуды, текстильные орнаменты. Нередко новые в техническом отношении изделия должны были "камуфлироваться" под классические образцы - например люстры с лампами накаливания часто имитировали люстры с подсвечниками и т.д. Мотивы «классических стилей» постепенно возвращались и в оформительский дизайн.

В 30-е годы массовое техническое творчество, изобретательство, рационализаторство захватило не только инженеров и рабочих, но и художников, а также представителей других профессий. В фантастических проектах воплощались технические мечты о скорости, будущем, космосе и т.д.

На переломе стиля

В начале 30-х годов, несмотря на изменения в культурной политике советского государства, все еще завершалось строительство некоторых зданий по проектам 20-х годов. В это время в дизайне еще сохранялась инерция стилеобразования, характерная для функционализма и конструктивизма, основанная на обыгрывании простой геометрии и открытой конструкции, подчеркивании структурности, контрастных соотношениях цветов. И хотя архитекторам уже приходилось вводить дополнительные, не предусмотренные ранее проектами орнаментальные детали, дизайнеры все еще могли работать в стиле позднего конструктивизма без угрозы прямых обвинений в буржуазном формализме.

К примерам такого рода можно отнести создание оборудования для здания редакционного и полиграфического комплекса газеты "Правда", построенного по проекту архитектора И. Голосова и законченного в 1934 году. Как тогда говорили: "оформление интерьеров выполнено бригадой в составе: Н. Борова, Г. Замского, И. Янга и А. Дамского (светильники)".

Абрам Исаакович Дамский, один из лучших выпускников металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа, придумал серию оригинальных светильников. Один из них представлял собой шар из-молочного стекла, висящий на цепи около зеркала, другой - эффектную структуру из шести листов молочного стекла с загнутыми краями, расположенными по кругу. Крупные по форме декоративные световые скульптуры освещали лестничные клетки, фойе и холлы редакционного здания главной газеты страны. Для типографии издательства и для оборудования рабочих мест журналистов, корректоров, машинисток Дамский предложил простые по облику функциональные светильники с изменяющимся углом наклона абажура.

Работая в эти же годы во Всесоюзном Электротехническом Объединении, Дамский спроектировал и ряд универсальных светильников. Настольная лампа его конструкции со штампованным из металла абажуром сложной кривизны почти без изменений выпускалась отечественной промышленностью вплоть до 60-х годов XX века. Почти в каждом доме или учреждении можно было встретить и другой светильник Дамского - потолочную лампу "Люцетта", составленную из двух усеченных конусов. Более дорогой и нарядный вариант светильника был снабжен металлическим ободком, более простой - просто выдувался из молочного стекла. В последующие годы Дамский проектировал люстры для Московского метрополитена и высотных зданий.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13