Дизайн и советское общество

В 30-е годы продолжалась работа и над проектированием мебели. Причем, здесь отчетливо проявились две линии. Первая -линия дизайнерская, функциональная, внутренне связанная со стилистикой обтекаемых аэродинамических форм, использованием новых материалов - стальных трубок и металлических каркасов, панелей. В таком духе проектировалось оборудование для гостиницы Моссовета, некоторых строящихся санаториев, а также новых самолетов и кораблей, типа "Максим Горький" или глиссера "ОСГА-25". Второе направление - более академическое, традиционалистское, доминировавшее в советской практике с конца 30-х годов.

В 1935 году был организован «Кабинет внутреннего оборудования» при Академии архитектуры. Это подразделение Академии должно было курировать производство не только бытовой мебели и мебели для учреждений, но и разработку осветительных приборов, разнообразной фурнитуры - дверных ручек, решеток, замков, петель и т.д.

Выпускались специальные альбомы с рисунками и фотографиями образцов, рекомендуемых для внедрения на предприятиях. Большей частью в этих образцах использовались мотивы классических архитектурных ордеров. Узоры и орнаменты в металлических изделиях выполнялись с помощью штамповки или литья, в деревянных - при помощи точения, вырезания, выпиливания и т.д.

Классическое наследие становилось символом новой советской бюрократии и представлялось идеалом для государственных чиновников, управлявших культурой в тот период. Образцовые квартиры для элиты, строившиеся в 30-е годы, должны были неминуемо увеличиваться в размерах, чтобы вместить тяжелую и объемистую мебель, чтобы соответствовать классическим представлениям о жилище: холл-прихожая, гостиная, столовая, кабинет, спальни, комната для прислуги, туалет, ванная. Реальный же быт представлялся в прессе крайне утопично, слишком декоративно, фасадно. Большая часть населения проживала в коммунальных квартирах и бараках, где каждой семье в лучшем случае была предоставлена одна комната без удобств.

В 30-е годы начался массовый перевод жилого фонда на центральное отопление и газ. Старинные керосинки и пожароопасные примусы уступили место газовым плитам, что было несомненным улучшением бытовых условий. Потребовались сотни тысяч газовых плит и газовых колонок для ванн, производство которых было налажено на заводе "Газоаппарат". Первые образцы этих бытовых газовых устройств сегодня выглядят довольно убого, но для того времени они были желанными изделиями для сотен тысяч советских семей, став символами нового социалистического быта и заботы Партии и Правительства о народе.

Воссоздание реального быта коммуналок - удел сегодняшних кинорежиссеров или художников по инсталляциям. Это как бы внешние условия проживания людей. Но в атрибутику этого быта входили некоторые ранее не существовавшие предметы. Например, репродуктор постоянно включенной радиотрансляции. Этих приборов выпускались миллионы, в том числе и на московском Электрозаводе. В Советском Союзе была создана грандиозная сеть радиовещания по проводам. Марши, патриотические песни, классическая музыка, политические новости, спортивные репортажи - это был реальный звуковой фон жизни советской жизни тех предвоенных лет.

В 30-е годы техническое творчество охватило массы людей. Выпускались популярные журналы по радиотехнике, по фотолюбительству, по авиа и судомоделированию. Существовали кружки авиамоделирования, автомотоклубы, клубы радио- и фотолюбителей.

Потребность в массовой и дешевой фотоаппаратуре была столь велика, что на фотозайм (предварительную покупку фотоаппаратов "Фотокор" 9x12) подписались тысячи советских людей.

С начала 30-х годов Харьковским заводом имени ОГПУ выпускалась советская "Лейка" - фотоаппарат "ФЭД". Этой камерой были оснащены репортеры многих советских газет и журналов, это была достойная камера и для фотолюбителей. В 1935 году в Всесоюзном объединении оптико-механических производств ВООМП был спроектирован и совершенно оригинальный тип фотоаппарата с зеркальной призмой для наводки на резкость через объектив. Позднее он выпускался Государственным оптико-механическим заводом в Ленинграде (ЛОМО) под названием "Спорт", так как предназначался для оперативной съемки на стадионе. Фотограф мог выбирать кадр и наводить аппарат на резкость непосредственно через объектив. В одном из вариантов фотоаппарата конструкторы предполагали использовать специальные кассеты, в которых пленка при экспонировании перематывалась из одной светонепроницаемой кассеты в другую, и таким образом, отпадала бы необходимость обратной перемотки при перезарядке аппарата. Шахта для визирования была вертикальной. Видимо, предполагалось, что ее можно снять и заменить призмой, чтобы смотреть и в горизонтальном положении. Все управление камерой -перевод кадров и счетчик, установка скорости - было сосредоточено в одной поворотной ручке на боковой стороне шахты.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13