Дизайн и советское общество

стилевая тенденция получала все большее распространение.

Первые опыты по созданию обтекаемых конструкций в России еще в конце 20-х годов начал адъюнкт одной из военных академий А. Никитин. На шасси автомобиля «ГАЗ-А» им был построен обтекаемый автомобиль, который, видимо, и был снят кинохроникой во время славного автопробега в 1928 году.

Паровозы серий "К-2" и "В" (конструкция инженера Д. Львова), построенные в конце 30-х годов в Коломне по схеме "2-3-2" (два маленьких катка впереди, три больших катка ведущих в середине и еще два катка под кабиной машиниста) с обтекаемыми кожухами, казались более скоростными (и возможно экономичными), чем обычные. В пристрастии инженеров к обтекаемым формам был, конечно, и стилистический смысл. Авиация в те годы служила как бы символом прогресса. Стремительности и чистоте форм самолетов старались подражать в те годы дизайнеры, работавшие в разных областях - в дизайне светильников, мебели, и, естественно, транспорта. Историки техники свидетельствуют, что обтекаемость в авиации появилась реально с 1933-34 годы. Тем не менее, за несколько лет до этого уже существовали экспериментальные модели скоростных транспортных средств, которые специально испытывались на сопротивление воздушной среде в аэродинамической трубе ЦАГИ, например, шаропоезд инженера В. Шаврова.

Появление аэродинамических форм в технике было вызвано не только модой, но и новыми технологиями объемного формования, штамповки, которые все больше использовались в промышленности. От конструкции рам и внутренних каркасов дизайнеры и инженеры переходили к конструкциям-оболочкам. В автомобилестроении этот прием получил название "несущий кузов".

Фактически все серийно выпускавшиеся во второй половине 30-х годов типы автомобилей были модификациями зарубежных аналогов. «ГАЗ А» - М-1 ("Эмка") были вариантами автомобилей Форда. Несмотря на это при доработке внешнего вида, для создания шаблонов и штампов поверхностей сложной кривизны требовались инженеры и художники высокой квалификации. Этих специалистов воспитала сама жизнь - Н. Борисов, А. Кириллов, И. Герман,

В. Ростков, Д. Кононыкин стали признанными

мастерами автомобилестроения.

В конце 30-х годов появились и гораздо более оригинальные, вполне самостоятельные модели. Среди них - обтекаемый грузовик ЗИС. На фотографии из журнала "СССР на стройке" виден опытный образец такого грузовика с белой кабиной, в кузове которого разместилась целая пирамида физкультурников. Грузовик медленно проплывает по Красной площади во время одного из столь популярных в те годы спортивных парадов.

Незадолго да начала Великой Отечественной войны был освоен серийный выпуск малолитражки - автомобиля "КИМ" -Коммунистический Интернационал Молодежи. Дизайнер автомобиля - В. Бродский - создал единый скульптурный кузов с утопленными подножками, обтекаемыми обводами. О родстве с "Фордом" (а также "Оппелем") напоминал серый цвет кузова и, может быть, общий абрис автомобиля. Габариты кузова, пластика деталей и проработка интерьера были изменены. Особым шиком являлись большие колеса автомобиля диаметром 15 дюймов.

Символом же послевоенного автомобильного дизайна, полностью оригинальным и самостоятельным образцом стал автомобиль "Победа", проектирование которой было завершено в 1943 году. Специалисты считают, что художник В. Самойлов не только подвел итог предыдущему зарубежному и отечественному развитию обтекаемых форм, но и сделал своего рода эстетическое открытие, создав убедительный каплеобразный силуэт автомобиля, с почти полностью утопленными в корпус крыльями. Силуэт этот неожиданно возродился уже в 70-е - 90-е годы в различных семейных моделях автомобилей типа "хэтчбэк".

В довоенный период в ряде отраслей и конструкторских бюро сложились группы, которые могли с успехом решать дизайнерские задачи не только по созданию уникальных образцов, но и для серийного производства. Это и Метрострой, и ЦАГИ, и ЗИС, и ГАЗ, а также коллективы, занимавшиеся проектированием Дворца Советов. И хотя большая часть работы в последнем случае выполнялась архитекторами - они нуждались в профессиональных дизайнерах, хотя бы для проектирования сотен и тысяч светильников, заложенных в интерьерах архитектурным проектом. Вместе с рисованием всевозможных богато декорированных люстр, бра, плафонов - художникам (среди них был выпускник ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа А. Дамский) приходилось участвовать и в налаживании производства и в поиске новых материалов, пригодных для реализации столь помпезных замыслов зодчих. Гигантские бронзовые люстры приходилось для снижения их веса заменять на алюминиевые, экспериментируя с технологией алюминиевого литья, налаживая малосерийное производство деталей. Быт

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13