Дизайн и советское общество

Именно под этим романтическим углом зрения следует рассматривать и изобретательскую деятельность, активно развиваемую в СССР в 30-х годах.

На специальной выставке Всесоюзного общества изобретателей в Политехническом музее в Москве встретились совершенно разные объекты. У входа на выставку висел орнитоптер - махолет конструкции художника Владимира Татлина, полностью обтянутый тканью и в таком виде больше всего напоминавший гигантскую чайку. У стен разместились станки со всевозможными рационализаторскими предложениями, а в специальном зале, посвященном авиации, висели модели дирижаблей, уже построенных к тому времени или еще только задуманных.

Еще более экзотические экипажи на основе волнового движения разрабатывал художник Петр Митурич. За свои конструкции он получил несколько патентов в 30-е годы. Он разработал как саму конструкцию движителя - техническое устройство для попеременного колебания и волнового изгиба, так и типы "волновиков" - воздушный, наземный и подводный. После ряда простейших опытов с движением шара по наклонной плоскости Митурич пришел к выводу, что волновое движение гораздо более эффективно чем вращательное или прямолинейное. И на этой основе построил свою небольшую модель махолета.

Приподнятую атмосферу тех лет передают и кадры из научно-фантастического фильма "Полет на луну". В центре Москвы устроена эстакада, устремляющаяся в небо. По ней разгоняется ракета "Клим Ворошилов" (названная в честь легендарного Наркома Обороны), напоминающая модели космических кораблей К. Циолковского. Пассажиры наблюдают Землю на огромном экране, они видят Москву и гигантское здание Дворца Советов со стометровой статуей Ленина на крыше... Дворец еще только проектировался, а в фильме его здание уже возвышалось над городом...

Опыт проектирования и строительства Московского метро оказал влияние не только на практику создания сети метрополитенов во всем мире, но и повлиял на характер и облик других средств транспорта, выпускаемых в СССР. Заново был разработан новые типы московского троллейбуса и трамвая, появились экспериментальные автобусы с "вагонной" компоновкой, созданные коллективами НИИГТ (Научно-исследовательского института городского транспорта) и НАМИ-А (Автомобильного и автомоторного института). Они отличались от своих предшественников фирмы "Лейланд", закупленных в Англии, и автобусов Ярославского завода большей вместимостью.

На базе нового обтекаемого грузовика с 1938 года выпускался автобус ЗИС-16 с плавными обводами капота и кабины. На его же основе были построены несколько образцов специализированных фургонов для перевозки продуктов. Обтекаемость, стремительность пришла и в железнодорожный транспорт, где были созданы пассажирские паровозы серии ИС с обтекаемыми кожухами, автомотриса, курсировавшая между Москвой и Ленинградом. Хотя, и здесь не все складывалось так просто и однозначно.

Существовала и противоположная тенденция в проектировании технических изделий - украшательство и символизм. На некоторых паровозах серии К-1 Коломенского завода по бокам котла прикрепляли два листа железа, вырезанных в форме знамени, а на передней части - вызолоченный герб СССР и пятиконечную звезду с барельефом Сталина в центре. Известен и более курьезный объект - почти в духе зрелого пост-модерна в архитектуре и дизайне. Один из самолетов летающей агит-эскадрильи "Максим Горький" принадлежал сатирическому журналу "Крокодил". По рисунку графика Б. Ефимова инженеры В. Ушаков и Б. Шавров модифицировали стандартную носовую часть самолета ПС-9 конструкции А. Туполева, превратив ее в голову крокодила, а на фюзеляж укрепили пластины, напоминающие гребень рептилии. В журналах было опубликовано немало снимков, показывающих путь агит-эскадрильи по Советскому Союзу. "Летающий крокодил" снят то в степи среди юрт, то на фоне заснеженных гор.

Идеологическая декорация, создаваемая техникой, играла особенно важную роль в дни массовых демонстраций и революционных праздников. Автомобиль полностью декорировался щитами, превращаясь в платформу, на которой могло быть все что угодно - Земной шар, холм с пограничниками, пирамида из живых людей, огромный торт, статуя вождя. Все эти, казалось бы, забавные объемные композиции отражали сложившийся официальный взгляд на технику как на орудие политической борьбы. Появлялись статьи,

объявлявшие обтекаемые формы изделий "буржуазной" модой. Тем не менее, аэродинамичность технических форм нельзя было никак отменить правительственным постановлением. Эта

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13