Дизайн и советское общество

Столь же трагичной была и судьба самого самолета. Во время воздушного парада над Москвой в мае 1936 года один из пилотов, управлявший истребителем сопровождения, задумал выполнить мертвую петлю над гигантской машиной. Не рассчитав траектории, он врезался в крыло, и гигантская машина рухнула вниз. Весь экипаж погиб. Тела более чем двадцати авиаторов погребены на Новодевичьем кладбище в Москве, ставшим своеобразным некрополем и для других летчиков-испытателей.

Второй самолет-гигант, построенный по тому же проекту, перевозил пассажиров по маршруту "Москва-Ялта" вплоть до начала Великой отечественной войны.

Глиссер-Экспресс "ОСГА-25"

Еще в 20-е годы при «Автодоре» - добровольном обществе содействия развитию автомобильной промышленности и строительству автодорог был создан специальный проектно-конструкторский отдел по разработке водных глиссеров и аэросаней. Здесь не только проектировали, но и строили отдельные образцы глиссеров, которые позже эксплуатировались на пассажирских линиях по реке-Москве и Волге.

В середине 30-х годов под руководством главного конструктора отдела Владимира Гартвига началось проектирование гигантского пассажирского глиссера-катамарана. В создании проекта принимал

участие выпускник ВХУТЕИНа Владимир Мещерин.

Как дизайнер он проектировал салон, кресла, светильники, всю наружную суперграфику, все элементы фирменного стиля, киоски для продажи билетов и прочие необходимые мелочи - билеты, сувениры, багажные ярлыки и т.д. В интерьере салона Мещерин подчеркнул ритм вертикальных членений облицовки корпуса - как бы акцентируя модульные секции, из которых собран корабль. Кресла были весьма динамичны по своему облику - сложная кривизны образующая трубчатого металлического каркаса прихотливо восходила снизу вверх, опоясывая сиденья, создавая у пассажиров одновременно ощущение безопасности и защищенности. Остроумна и оригинальна идея Мещерина прикреплять столики буфета к потолку, чтобы не загромождать стойками пол. Мещерин готовил и демонстрационные рисунки интерьеров и внешнего вида глиссера, на которых был изображен летящий по волнам надводный аппарат. При постройке глиссера пришлось наладить серийное производство отдельных деталей -кресел, столиков, окон, фасонных крючков и ручек, повторявших своей формой все тот же каплеобразный аэродинамический силуэт корабля. Все эти детали выполнялись методом объемного формования из металла а также из только-только начинавшей применяться на транспорте пластмассы. Впоследствии Мещерин занимался исключительно технологией штамповки и объемного формования изделий массового производства, стал доктором технических наук.

Глиссер-экспресс "ОСГА-25", несмотря на значительные размеры (24 метра в длину и 12 в ширину), имел компактную и цельную форму. Разработчикам удалось зрительно объединить сложную конструкцию катамарана, выделив в передней части судна в пространстве между поплавками в самостоятельный объем корпус смотрового салона. В корпусах самих поплавков размещалась основная масса пассажиров. И мост, и поплавки выглядели выполненными целостно, как единая форма. Плавная параболическая линия очертаний верхней палубы начиналась в кормовой части и пластично охватывала весь корпус судна.

К 1938 году постройка была завершена, и глиссер использовался на пассажирской линии Ялта-Севастополь. Он мог перевозить в пассажирских салонах обоих корпусов до 150 пассажиров со скоростью 80 км. в час. У глиссера было 4 двигателя от торпедных катеров для основного хода и два вспомогательных резервных двигателя. Это было уникальное по всем показателям судно, своего рода чудо техники. И по скорости, и по чисто техническим, конструктивным новациям, и по внешнему виду. Возможно, поэтому его особенно и не разрешалось фотографировать. Во всяком случае известна лишь одна фотография, сделанная с самолета, где показан идущий по морю на большой скорости корабль, оставляющий водные буруны далеко за собой. Сохранилось еще несколько снимков, показывающих моменты строительства судна в сухом доке.

К сожалению, во время Второй мировой войны, когда началась оккупация Одессы, командование Черноморского флота приказало уничтожить корабль, так как опасалось, что он будет захвачен врагом. Двигатели были демонтированы, а сам корпус был разрезан автогеном. Дальнейшая судьба этого судна неизвестна.

Аэропоезд Вальднера

20-е, 30-е годы в СССР были временем выдвижения новых идей и смелых проектов. В 1933 году механик-моторист С. С. Вальднер подал заявку на конструкцию сверхскоростного аэропоезда, который сразу стал настоящей сенсацией. Автору было выдано свидетельство №35209, а изобретение было признано особо важным. В этом же году С.С. Вальднер строит в Парке Культуры и отдыха им. Горького в Москве опытную линию. Линия была выполнена в виде замкнутой в петлю непрерывной эстакады длиной 474 м, снабженной концевыми поворотными кольцами с радиусом закругления 36 м. Уклоны достигали 15о. Вагон монорельсовой дороги был изготовлен в одну десятую натуральной величины и имел длину 2,5 м. На опытном участке вагон развил скорость 120 км/час, соответствующую скорости 385 км/час для полногабаритного состава.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13