Дизайн и советское общество

В станциях, построенных позже - во второй и третьей очереди метро, уже более однозначно была выражена задача архитектурного решения - создать максимально нарядное, богатое убранство подземных дворцов,

декорированных скульптурой, лепным орнаментом и мозаикой. За основу конструкции вагонов Московского метро был взят вагон Берлинской подземки. Вместо трех дверей в вагоне типа "А" было сделано четыре, изменилась и внутренняя отделка сидений и стен. Светильники для этой первой серии в виде уютных бра выпускались московским заводом "Электросвет" по проекту Дмитрия Заонегина.

Перед Второй мировой войной художники-дизайнеры братья Владимир и Георгий Стенберги по заказу Метрополитена разработали интерьер вагона типа "Г". В салоне были удобные мягкие кожаные диваны, закругленные металлические поручни, плавные каплеобразные светильники. Предполагалось размещать кресла не вдоль стен, а устроить внутри вагона своего рода небольшие секции, купе. Несколько вагонов из этой серии были построены во время войны, и небольшой поезд, выкрашенный в красный цвет, курсировал по линиям. В дальнейшем от идеи купе отказались, но абрис поручней, тип светильников, сам рисунок покрытия стен, конфигурация дверей и окон сохранились в последующих типах вагонов, выпускавшихся вплоть до 70-х годов.

Вопрос к современному дизайнеру: как, не нарушая замысла художников 30-х годов, заменить устаревшие лампы накаливания в светильниках на более экономичные люминесцентные лампы, а в перспективе и на светодиодные? Метро становится своего рода действующим музейным экспонатом - музеем стиля, быта, дизайна.

 "Максим Горький"

В 1934 году во многих газетах был опубликован призыв советских писателей - помочь в строительстве гигантского агит-самолета "Максим Горький". Предлагалось вносить свои пожертвования, гонорары, сбережения на специальный счет постройки агит-эскадрильи.

Самолет "Максим Горький" по конструкции был одним из вариантов    военного    транспортного   самолета   АНТ-20

(конструкторского бюро А. Н. Туполева), который предполагалось использовать даже как «авиаматку». Фюзеляж и крылья аэроплана были склепаны из гофрированных листов дюралюминия. Такая технология не давала возможности сделать поверхности сложной двоякой кривизны, и самолет напоминал скорее корабль с закругленным носом, чем летательный аппарат. Для повышения мощности и увеличения подъемной силы на корпусе над крыльями было установлено еще два двигателя конструкции проектного бюро Микояна. Один был с тянущим, другой с толкающим винтом.

Самолет "Максим Горький" был наполнен совершенно уникальным оборудованием, разместившимся на площади около 100 квадратных метров.

Ленинградский завод "Красная Заря", выпускавший телефоны, построил специальную бортовую автоматическую телефонную станцию на 16 номеров. Для вызова абонента с учетом повышенного шума на борту применили не звонок, а мигающую лампочку.

Горьковская (Нижегородская) радиолаборатория построила специальную радиостанцию для связи на коротких волнах и радиовещания на средних и длинных волнах. Дальность действия передатчика - 2 тысячи километров.

Завод "Электросила" в Москве создал сверхлегкий экономичный генератор для питания всех бортовых приборов и оборудования. Электростанция самолета давала трехфазный переменный ток напряжением 120 вольт и постоянный ток - 24 вольта.

Командир корабля, помимо телефона, мог общаться с радистом с помощью пневматической почты. В самолете было установлено кинопроекционное оборудование и складной экран размером 4,5x6 метров. При установке его конструкция служила одновременно и радиомачтой. Была своя киностудия, не говоря уже о буфете, умывальниках, душевых и туалетах.

Впоследствии на самолете была установлена и типография, -специально изготовленная и спроектированная в расчете на отведенное для нее в кабине помещение.

На фотографиях интерьера самолета видны многие из этих технических деталей - телефоны, радиостанция, легкие металлические кресла. Даже для скатертей на столах выпускники текстильного факультета ВХУТЕМАСа придумали особый, "авиационный" орнамент.

Когда воздушный лайнер был готов, ему был посвящен специальный номер иллюстрированного журнала "СССР на стройке" №1 за 1935 год. Номер этот с блестящей серебром, как бы металлической обложкой (макет фотохудожника В. Трошина) был подарен каждому делегату очередного XVII съезда ВКП(б). Того самого, после которого был убит С. М. Киров.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13